MBA в СНГ

Рождение MBA в России

Необходимость в специальных знаниях и MBA осознают и многие карьеристы, мечтающие выгодно отличаться от конкурентов.

mba


Учиться и учить бизнесу становится тенденцией времени.

Как все начиналось

Сейчас уже трудно представить, что двадцать лет назад в России даже не существовалотакого понятия, как "-бизнес-образование"-. В Советском Союзе на менеджеровне учили. У руководителей предприятий, отделов и организаций было лишь две возможностиполучать самую актуальную информацию о состоянии рынка и поведении на нем -это самообразование и курсы повышения квалификации для руководящих работников.Зарубежное бизнес-образование, если и было доступно, то только по обмену и дляединиц.

Но время неизменно вносило свои коррективы. Изменялось государство, реалиижизни. И, как следствие, взгляд на образование.

Степень МВА (Master of Business Administration, или "-Мастер делового администрирования"-)появилась в России чуть больше десяти лет назад. А годом рождения бизнес-образованияпринято считать 1988, когда были открыты Высшая коммерческая школа при Министерствевнешнеэкономических связей и Высшая школа международного бизнеса при Академиинародного хозяйства. Конец 80-х годов ознаменовался не только появление этихдвух бизнес-школ, в это время открылись и успешно работают и по сей день школабизнеса МИРБИС, школа бизнеса МГУ и другие. Стоит заметить, что МИРБИС - единственнаяшкола бизнеса, созданная собственно для реализации программы подготовки высшегоуправленческого персонала. Программам МВА была разработана здесь в 1989 годус участием ведущих ученых и практиков восьми стран мира.

Вслед за этими школами при известных вузах, в первую очередь столичных, начинаютоткрываться и другие бизнес-школы, которые предлагают программу МВА.

Правда, нельзя сказать, что слушателей на новую программу найти было легко.Когда первые программы уже были разработаны, оказалось, что тех, кто соответствовалбы всем требованиям к обучению, просто не существует. Конечно, были руководители,готовые получать новые знания, имеющие и соответствующий опыт работы и владеющиеанглийским языком. Но они не были готовы учиться по новой программе. Поэтомупришлось организовывать специальные курсы для кандидатов на получение степениМВА. Вырастить первых слушателей новой программы - вот какую задачу решали первыешколы бизнеса в России. В начале 90-х годов огромной популярностью пользовалиськурсы, которые читали западные специалисты, объясняя нашим предпринимателямэлементарные понятия экономики.

Начинает появляться и спрос на МВА, а вот официального признания, государственногостатуса эта программа в те времена еще не получает. Поэтому бизнес-школы вынужденыбыли как-то решать эту проблему, выдавая выпускникам своих программ либо дипломо профессиональной подготовке, либо о втором высшем образовании, либо о прохождениимагистерского курса.

Собственные дипломы - Certificate of Business Study - выдавал с 1993 по 1997год Американский институт бизнеса и экономики по окончании двухгодичной программы,которая для многих слушателей стала ступенькой к получению западной степениМВА. Собственную программу МВА АИБЭк начинает предлагать с 1997 года.

До 1999 года каждая школа сама вольна была решать, какое содержание закладыватьв программу. Как правило, к разработке привлекались западные эксперты, опиравшиесяна зарубежный опыт. И в самом конце прошлого века Министерство образования утвердило"-Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификациипо программам "-Мастер делового администрирования"-"-. Соответственно,и диплом МВА тех школ, которые прошли лицензирование, получил официальный статус.

Первые программы МВА в нашей стране были действительно российскими. Со временемстали появляться совместные программы российских и зарубежных школ бизнеса изападные программы, учиться по которым могли, не выезжая из России. Сегоднярынок пестрит предложениями о получении бизнес-образования. В ближайшее времяожидается настоящий "-бум МВА"- - количество учебных заведений, предлагающихэту программу и получивших лицензию, неуклонно растет. Отрадно осознавать, чтотеперь и в России можно получить качественное и востребованное временем бизнес-образование.


Нелегкое бремя выбора

Решившему сегодня получать бизнес-образование можно и позавидовать и посочувствовать.Позавидовать - потому что принять такое решение занятому человеку не так ужи просто, потому что его ожидает полезный опыт, новые связи, новые знания, технологии,приемы, которые, возможно, изменят жизнь, круг общения, карьерные планы. В любомслучае, помогут работать на качественно новом уровне и по-иному взглянуть наведение бизнеса вообще.

А сочувствие вызывает нелегкий выбор программы и школы. Каждый решает эту проблемусам. И первый и необходимый вопрос, требующий максимально честного ответа: "-Зачем?"-Как мотивирует будущий слушатель свое желание учиться? Придется четко сформулировать,что вы рассчитываете получить в ходе обучения, по его завершении, какие дисциплинывам необходимы и как полученные знания будут применяться в практической деятельности.Сформулируйте ваши личные цели, перспективы. Другими словами, нарисуйте целостныйпортрет себя, уже завершившего обучение.

Немаловажный фактор - время, которое вы готовы отдать учебе. Бизнес-программыдостаточно насыщены и порой одно пропущенное занятие лишает слушателя целого- большого - блока знаний. Поэтому решите, какую программу вы ищите: краткосрочнуюили, например, несколько модулей, или относительно полный курс. Если вы твердорешили учиться длительный период времени (два года), то опять же исходя из временныхвозможностей, выбирайте форму обучения - очную, вечернюю или заочную.

И хотя в России потенциальные слушатели сами принимают решение, какой школеотдать предпочтение, все-таки требования к поступающим на серьезные программы(например, Executive МВА) достаточно высоки. Определитесь сразу, сопоставивимеющиеся знания и опыт, на что вы можете претендовать.

Выбирая бизнес-школу, каждый формулирует собственный список критериев, которымшкола должна соответствовать. Это могут быть, например, авторитет и известностьшколы, рекомендации выпускников, содержание программы, возможность выбора специализаций,контингент коллег-слушателей, удобный учебный график... Исследования показывают,что практически все студенты, выбирая бизнес-школу, ориентируются в первую очередьна несколько основных показателей. Во-первых, это имя школы и ее место в рейтинге(пусть и неофициальном). Среди российских бизнес-школ есть уже и свои бренды- ВШМБ, ВКШ, МИРБИС, ИБДА, АИБЭк. Обращают внимание и на то, как давно существуетшкола. Второй критерий - соответствие предлагаемой специализации личным интересам.Хотя не для всех это становится решающим фактором: многие стремятся получитьобщие (general) знания. Действительно важно для слушателей содержание программыи преподаватели. Сегодня среди тех, кто учит желающих вести бизнес, уже естьимена, передающиеся из уст в уста, известные в заинтересованных кругах. Специалистыговорят, что все чаще студенты идут "-на преподавателя"-. Очень приветствуется,если к преподаванию привлекаются специалисты-практики. Например, в МИРБИСе читаютлекции представители таких известных компаний, как "-Вимм-Билль-Данн"-,IKEA, SAP, Jonhson&-Jonhson.

Трудность, с которой приходится сталкиваться россиянам, это множество программс похожими названиями и на первый взгляд идентичным содержанием. Поэтому преждечем сделать выбор в пользу той или иной программы, придется внимательно изучитьвсе предложения и посетить минимум пару-тройку школ лично.

Рынок сегодня может не только похвастаться разнообразием программ, но и подготовленностьюслушателей. Обычно даже первому звонку предшествует кропотливая работа: изучениеи сравнение программ, школ, стоимости обучения, графика занятий и т.д., опрос"-с пристрастием"- выпускников или слушателей, посещение выставок, чтениеспециальной литературы. Потенциальные слушатели проводят настоящие маркетинговыеисследования, особенно если выбирают МВА. Оно и понятно, стоимость программытребует не ошибиться в выборе.

Однако следует заметить, что так подготовлены только потенциальные слушателидвух столиц (особенно, Москвы). В регионах о программе МВА пока известно немного,а о возможности получения этой степени и того меньше. Чаще те, кто осознаетнеобходимость дополнительных знаний, выбирают второе высшее, просто не подозреваяо существовании МВА или до конца не понимая, что это такое. Жителям регионовприходится еще изучить огромное количество информации, прежде чем решить учитьсябизнесу. А тем из них, кто выбирает столичное образование, приходится столкнутьсяеще и с бытовыми проблемами. Школы, понимая это, предлагают слушателям полныйкомплекс услуг - от подбора жилья до горячих обедов.

Сегодня очень многие слушатели придерживаются западного подхода к образованиюи идут учиться не столько за знаниями, сколько за полезными связями и контактами.Поэтому при выборе не последнюю роль играет контингент, в рядах которого предстоитсидеть за партой.

Учиться бизнесу

Бизнес-обучение подразумевает чаще всего последипломные программы. Получатьсоответствующее образование приходят те, кто уже окунулся в реальную практику,оценил и сравнил уровень собственных знаний с теми проблемами и задачами, которыепредстоит решать.

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы в российских вузахначали появляться факультеты менеджмента и управления. Студенты, которые выбираютобучение по этим направлениям, тоже изучают бизнес. С одной лишь оговоркой.Знания, предлагаемые вузами, большей частью теоретические, не подкрепленныепримерами из практики. А полноценное бизнес-образование - это, прежде всего,практика, деловые контакты, обучение с опорой на собственный опыт. Это обучениедля тех, кто уже чего-то добился в жизни и хочет выйти на качественно новыйуровень ведения бизнеса. Например, слушатели программы МВА - это, как правило,высший руководящий состав средних компаний или среднее менеджерское звено крупныхкомпаний.

Сравнивать вузовское обучение с подготовкой в бизнес-школе некорректно: этодва разных направления, преследующих разные цели и решающих разные задачи.

Программы по бизнесу изменяются и преобразуются вместе с ситуацией в стране,экономике и политике. Основная цель российских бизнес-школ - подготовить специалистов,способных работать именно в нашей стране, учитывая специфику ведения бизнесаи национальный характер. И при этом не отрицать западный опыт, а адаптироватьего к российской действительности.

Программы должны быть ориентированны на реальный бизнес. Например, в качествевыпускной работы слушателю может быть предложено выполнить проект по заказутой или иной компании.

И хотя в содержании некоторых программ все еще много теории, на первый плансегодня выходят активные методы работы, такие как мозговые штурмы, анализ конкретныхделовых ситуаций, групповые исследовательские проекты, тренинги, ситуационные,деловые и ролевые игры, консультации, case study. Метод "-кейсов"-,так широко используемый на Западе, в России пока еще не применяется в достаточнойстепени. Финансовая отчетность крупных российских компаний - все еще "-тайназа семью печатями"-. И тем не менее "-кейсы"- - обязательная составляющая,например, программы МВА. Иногда сами студенты помогают в составлении таких примеров,вынося на общее обсуждение проблемы компаний, в которых они работают. В результатеслушатель выбирает из предложенных оптимальный путь решения, а преподавательпополняет программу еще одним удачным заданием для будущих слушателей.

В содержание многих программ включено изучение английского языка. Например,в ВКШ предусмотрено прохождение интенсивного курса делового английского с любогоуровня по программе Лондонской торгово-промышленной палаты (LCCI). У слушателейпрактически всех школ есть возможность изучать дополнительные дисциплины илипрослушать специальные курсы на английском языке.

Сегодня многие школы могут похвастаться интересными находками для обучениябизнесу, интересными преподавателями, хорошей оснащенностью образовательногопроцесса. Однако существуют и проблемы.

Одна из них - нехватка квалифицированных преподавателей-практиков, тех, которыедают знания, не оторванные от действительности, которые способны своевременнореагировать на изменения рынка и учить своих слушателей действенным подходам,методам и приемам. Почти все школы ведут работу по привлечению интересных преподавателей,нередко случается и так, что читать тот или иной курс приглашаются выпускникипрограммы МВА.

Другая проблема - построить процесс обучения таким образом, чтобы слушателиимели возможность обмениваться опытом. У занятого человека для этого может простоне хватить времени вне рамок программы. А деловые связи и контакты - важнаячасть бизнес-образования.

Поскольку в нашей стране пока еще слушатели выбирают школу, а не наоборот,то контингент пришедших учиться порой очень разнообразен. Поэтому в последнеевремя вводятся специальные тестирования, цель которых подобрать группы с примерноодинаковым уровнем и близкими проблемами и задачами.

Кто же сегодня является потенциальным слушателем программ по бизнесу? В первуюочередь, это мужчины и женщины не моложе 28-30 лет, осознающие необходимостьв специальных знаниях. Учиться они идут, чтобы занять более высокий пост в компании,где уже успешно трудятся или чтобы найти новое место работы, соответствующееуровню притязаний.

Очень важно, что многие бизнес-школы проводят ярмарки вакансий, приглашаютпотенциальных работодателей, создают ассоциации выпускников и открывают центрыпо трудоустройству.

И если несколько лет назад руководители еще не были готовы переплачивать за"-корочку"- МВА, то сегодня потребность в выпускниках бизнес-программрастет. По статистике, большая часть завершивших обучение улучшает свое материальноесостояние и значительно поднимается по карьерной лестнице.

Спектр бизнес-программ

Официальный рейтинг бизнес-школ и программ в России пока не составляется. Российскаяассоциация бизнес-образования (РАБО) приняла решение издать "-мягкий"-рейтинг, представив в нем самые достойные школы и предлагаемые программы, ноне ранжируя их.

Спектр программ, предлагаемых сегодня потенциальным слушателям, необычайноширок. Это краткосрочные тренинги и семинары, курсы профессиональной переподготовкии повышения квалификации (см. № 10, 2003), второе высшее образование (получаемое,например, параллельно со степенью МВА), МВА, Executive МВА. Предлагаются какобщие программы, так и специализированные. Всегда есть возможность выбрать наиболееудобную форму обучения - дневное, вечернее, заочное, модульное, дистанционное.

Стоимость программ бизнес-обучения колеблется от $200-400 за короткий тренинг,курс или блок до $10 тыс., скажем, за EМВА. Гранты на обучение в нашей странепока еще редкость и тем не менее у самых талантливых есть возможность получитьскидки. Например, в АИБЭке слушатели, успешно сдавшие вступительный экзамен,платят лишь $400 за предмет (стандартная стоимость - $900).

Бизнес-образование очень часто ассоциируется с получением степени МВА. Пожалуй,именно эта программа в последние годы все больше покоряет сердца россиян. Всодержание МВА входит несколько обязательных блоков: научная основа бизнеса,базовые дисциплины и специализация. И хотя "-основа"- предопределенагосударственным стандартом, программы разнятся от школы к школе. Например, МИРБИСизвестен специализацией "-Маркетинг"-. Эта школа славится большим количествомспециализированных МВА, среди которых управление медицинским бизнесом, стратегическийменеджмент и предпринимательство, управление нефтегазовым бизнесом, управлениемеждународным бизнесом и др.

Широкий выбор специализаций МВА в ВКШ учитывает интересы каждого слушателя.Наряду с общим или стратегическим менеджментом, студенты изучают финансовыйи инвестиционный менеджмент, управление российским и международным бизнесом,управление человеческими ресурсами. Одно из новых направление обучения - политическийменедж

нт.

Высшая школа финансового менеджмента предлагает обучение на очно-заочном отделениипрограммы МВА "-Финансы"-. Задача этой программы - подготовка управленческихкадров, способных качественно и на современном уровне решать проблемы в сферевзаимодействия менеджмента и финансов. Одна из особенностей этой программы -изучение российского опыта управления.

В конце октября этого года началось обучение на новой программе для топ-менеджеровМИРБИС - Executive МВА. Эта программа развивает управленческие навыки и даетинструменты руководителю компании для эффективного управления в будущем. Требованияк поступлению высоки - опыт руководящей работы 4-5 лет, структурированное интервьюи тестирование по менеджменту.

В Государственной академии специалистов инвестиционной сферы разрабатываетсяпрограмма "-Стратегический ресурс"- - система подготовки топ-менеджеровкрупных компаний. Эта программа обучения учитывает уровень профессионализмав вопросе управления каждого (!) слушателя. Это максимально индивидуализированнаяпрограмма, где для каждого предусмотрены консультанты по всему спектру изучаемыхвопросов.

Можно в России получить и дипломы западных бизнес-школ. Большинство таких программвстречается в АНХ: бельгийская, английская немецкая, французская, американская.

Бизнес-образование завтрашнего дня

Ответить на вопрос: "-Какое бизнес-образование будет популярно завтра?"-,совсем не просто. Однако можно выделить несколько тенденций, которые навернякаполучат развитие.

Слушателей МВА с каждым годом становится все больше, и количество их будетувеличиваться, поскольку потребность рынка в качественных специалистах растетиз года в год.

Все чаще слушатели отдают предпочтение серьезным программам, а лишь после этогополучают узкоспециализированные знания на соответствующих краткосрочных курсах.

Качественно изменяется и уровень подготовки. На рынок выводятся программы дляруководителей и владельцев предприятий, такие как Executive МВА. Они востребованыуже сейчас, и школы делают на них ставку в будущем. Кроме того, программы станутболее индивидуализированными. Школы делают ставку и на корпоративное обучение.

Будет развивать заочная форма получения бизнес-образования как в столицах,так и в регионах. Занятые люди все чаще выбирают даже не модульную, а именнодистанционную форму обучения, требующую очного присутствия, например, в течениепяти месяцев за два года. Найти время для прохождения такой программы, конечно,легче. Но и самоорганизация потребуется колоссальная.

Среди специализаций бизнес-программ начинают появляться новые, востребованныевременем. Например, управление инновациями и инвестиционными процессами.

Преподаватели бизнес-школ просто обязаны разбираться в реалиях российскогобизнеса. А для этого тоже необходимо учиться. Мастер-классы для преподавателейбизнес-школ выявляют и общие проблемы, и помогают найти пути решения собственныхтрудностей. Это отличный шанс и стимул развиваться, а не стоять на месте. Возможно,подготовка преподавателей бизнес-школ в ближайшие годы тоже станет привычнымявлением.

И, конечно, можно ожидать слушателей, требования которых тоже будут расти изгода в год, высоко мотивированных, твердо знающих, чего они хотят и зачем имэто нужно.

Есть все основания полагать, что уровень бизнес-образования в России с каждымгодом будет повышаться. Проблемы, конечно, не исчезнут, но путей их решениястанет гораздо больше.

Редакция благодарит ММВШБ МИРБИС, ВКШ, АИБЭк, Высшую школу финансового менеджмента,заведующего кафедрой управления Государственной академии специалистов инвестиционнойсферы Ю.Ю. Екатеринославского за помощь в подготовке материала и предоставленнуюинформацию.

Мнение
Алексей Быков, выпускник программы "-МВА-финансы"-

Я решил учиться по нескольким причинам. Первая из них - увеличение доходов.Единственный способ достичь большего дохода - быть умным или образованным. Ноесли ум дается от природы, то образование - это то, что можешь приобрести. Втораяпричина - расширение кругозора, выработка готовности к обучению, изменению,гибкости. И конечно, хотел приобрести специальные знания для практической работыи карьеры.

Бизнес развился, появились его живые прецеденты, практика и среда, которуюможно изучать и в которую затем продать приобретенные знания. Преподавателиподрабатывают консультантами в корпорациях, проводят коучинги, тренинги. Этокак бальзам на душу для слушателя из региона, куда бизнес и рынок лишь толькопрокладывают дорогу.

Что дала программа? Ощущение уверенности в себе. Специальные знания. Стратегическоевидение собственной карьеры. Общение с одногруппниками - нас было десять человек,все из разных регионов от Москвы до Барнаула, - это 30% обучения МВА. Сложиласьновая философия. Мне кажется, мы стали старше, мудрее, опытней. Появилось чувствокоманды, поэтому рекомендация всем студентам МВА: не стесняйтесь, отмечайтесданные экзамены группой - бесценный капитал общения. Рекомендую МВА. Это вложениесредств, которое невозможно потерять.
Александр Буткин, выпускник программы МВА

Когда передо мной встал вопрос о том, что надо учиться, глаза разбегались.В тот момент я только пришел работать в компанию и те практические задачи, которыестояли перед компанией и передо мной, привели к очевидному выводу: не хватаетспециальных знаний и их систематизации. Есть целый набор знаний из разрозненныхкурсов, а вот в единую структурированную "-картинку"- все это никакне складывалось. Изучив рынок образовательных программ, решал: либо идти нанесколько специализированных курсов, достаточно коротких по времени и не особеннодорогих, или выбирать что-то серьезное. Именно поэтому, частично руководствуясьтем, что "-скупой платит дважды"-, остановился на программе МВА.

Для того чтобы выбрать школу, потребовалось почти три месяца. За это времяя просмотрел достаточно большое количество литературы по вопросам бизнес-образованияи МВА, изучил все сайты ведущих бизнес-школ, а потом и посетил их. В результатерешил учиться в МИРБИСе.

При поступлении, как я уже говорил, в первую очередь хотелось получить целостнуюкартину, которая позволила бы более эффективно использовать имеющиеся знания,а соответственно, для этого надо было еще дополнить те "-кусочки мозаики"-,которых не хватало. Кроме того, требовалось расширять круг общения, посколькусмена места работы привела к смене делового круга. Почти все мои ожидания оправдались.Теперь придется продолжать обучение дальше, уже на коротких курсах или специальных,узко направленных программах. Допускаю, что это эффект понимания того, что жевсе-таки нужно. Расплывчатые цели, которые были при поступлении, получили необходимуюконкретизацию. Так что картинка все-таки сложилась в единое целое! Нискольконе сомневаюсь, что все это пригодится в жизни. А по поводу того, что дала программа,могу сказать одно. По-моему, от любого обучения, в том числе и от программыМВА, каждый берет только то, что сам хочет и может взять. Преподаватели обладаютвсем необходимым набором инструментов для того, чтобы передать знания, а вотвозьмет эти знания слушатель или нет... Это уже зависит от слушателя.