MBA в СНГ

DBA

Нужно ли DBA выпускнику МВА?

«Когда речь идет о таком прикладном образовании, как Doctor of Business Administration, ваш личный опыт имеет огромное значение, — констатирует академик А.Г. Аганбегян, научный руководитель программы DBA «Высшей Школы Корпоративного Управления АНХ при Правительстве РФ». — Вы не можете писать о практическом применении бизнес-знаний, если сами не «варились в этом соку».

CF: Абел Гезевич, в чем структурная особенность образования DBA по сравнению с MBA?

А.Г.: MBA — это во многом исключительно учебная программа, а DBA — учебно-исследовательская. Еще на собеседовании мы всегда задаем нашим будущим докторам один и тот же вопрос: над какой диссертацией вы собираетесь работать, в какой сфере хотите сказать свое веское слово? А у слушателей MBA тема диплома формулируется, как правило, ближе к окончанию программы. Кроме прочего, преподаватели DBA исходят из того, что все азы дисциплин вы знаете, поэтому базовые вещи в процессе обучения не читаются. На курсе по стратегическому менеджменту вам будут читать, например, о самом новом в этой дисциплине, а не о том, что можно прочесть в любом учебнике. Поэтому каждый курс получается авторским. Бывает и так, что он на «ура» воспринимается одной группой, но не находит отклика у другой. В этом и состоит сложность для самих преподавателей — уметь завоевать аудиторию.

CF: За степенью DBA приходят только те, кто уже получил MBA-образование?

А.Г.: Изначально мы собирались поставить такое жесткое требование. Но впоследствии поняли, что этого делать не надо. Программа DBA ориентирована на зрелых, состоявшихся бизнесменов, у которых может не быть MBA, зато есть ученая степень в профильной академической дисциплине. Отправлять его на MBA нет смысла: он своим многолетним опытом — а у нас есть слушатели 50−-летнего возраста — подтвердил управленческую «дееспособность». Именно она и является основным «входным цензом». Потенциальный обладатель степени DBA должен быть человеком с богатым стажем работы руководителем — от 7 лет. (Правда, бизнес-аналитики — это тоже «наши» слушатели. Они хорошо знают бизнес, хоть и редко занимают руководящие должности.)

CF: О каком уровне управления идет речь?

А.Г.: Это руководители в широком смысле слова. К нам приходят как генеральные директора (они же собственники) фирм со штатом в 100 человек, так и заместители генеральных менеджеров и руководители направлений крупнейших предприятий. Поэтому в трех словах сформулировать, где начинается «нужный» управленческий уровень, сложно. Существен карьерный рост. Кстати, наряду с эссе будущие слушатели предоставляют рекомендательные письма от людей, которые могут рассказать об их профессиональном развитии, хорошо знают их в том ключе, который важен для программы.

CF: Часто ли приходится отказывать в зачислении?

А.Г.: В ходе личного собеседования — редко. Чаще отказываем на стадии экспертизы документов.

CF: И основная причина, предположу, — это недостаток управленческого опыта?

А.Г.: Основания разные. Иногда мы считаем, что человек просто не дорос до DBA, и рекомендуем МВА. В другом случае видим, что он неверно трактует цели и задачи программы, поэтому в ходе обучения рискует разочароваться в ней.

CF: И к вашим советам сначала окончить программу MBA прислушиваются?

А.Г.: Да. Был такой случай. Один человек с формальной точки зрения подходил нам как слушатель программы DBA, но в ходе собеседования мне стало ясно: сначала ему необходимо получить образование MBA. Тем не менее, кандидат упорствовал… Мы дали ему возможность посещать занятия — без зачисления. Вскоре он понял, что мы были правы. Сначала он закончил MBA, а теперь стал слушателем программы DBA. И я абсолютно убежден: важно сформировать правильные ожидания, когда речь идет о такой эксклюзивной программе, как DBA.

CF: Какова, на ваш взгляд, оптимальная продолжительность программы?

А.Г.: Не менее 3 лет. В западных престижных вузах люди учатся и по 4 года, а то и 5 лет.

CF: Некоторые бизнес-школы заявляют, что программа DBA должна читаться в группах из 2−-3 человек, а то и индивидуально. Вы придерживаетесь той же позиции?

А.Г.: В мировой практике бизнес-школы принимают в год на программы DBA и по 5−-7 человек. Но у нас ситуация другая. В год мы принимаем около 25 человек. В ноябре этого года получили степень DBA 26 слушателей, хотя зачисляли мы больше 30. Так что отсев есть. Зато 4 выпускника заявили о своем желании защитить диссертацию и в западных бизнес-школах. В основе будет использована работа, которую они защитили у нас. Теперь у них будет год на то, чтобы скорректировать исследование в соответствии с предъявляемыми на Западе требованиями, что-то переписать, где-то добавить.

CF: И все же можно ли говорить о том, что по отношению к слушателям DBA есть индивидуальный подход?

А.Г.: Да, конечно, каждому слушателю с самого начала прикрепляется научный руководитель из числа ведущих профессоров по выбранной им специальности. Я считаю, что в обучении по программе DBA общение обучающихся еще важнее, чем в MBA. Скорее присутствует индивидуально-групповой подход. Поясню на примерах. Скажем, проходит год, учебный коллектив уже сформирован. Становится ясно, что из дополнительных дисциплин группа хотела бы включить в учебный план, какому спецкурсу посвятить больше времени. Если же среди слушателей оказывается человек, который в конкретной дисциплине разбирается не хуже преподавателя, ему предлагается альтернатива.

CF: Насколько разнородны группы, если говорить о возрасте и поле?

А.Г.: Средний возраст около 40 лет. Но возрастная вилка большая. Если к нам обращается совсем молодой человек, его кандидатура рассматривается отдельно. К примеру, у нас был 26−-летний слушатель. Он владел 5 иностранными языками, а в 21 год стал руководить предприятием по обработке алмазов. В общем, талант. И такой случай не единичен. А что меня разочаровывает — так это низкий процент женщин на программах DBA. В этом году из 25 человек всего лишь две слушательницы. Для сравнения: наша бизнес-школа читает программу DBA в Казахстане, где женщины составляют почти половину учащихся.

CF: Не могли бы вы рассказать, на каких темах диссертаций останавливаются ваши слушатели?

А.Г.: Некоторые работы я даже никому не покажу, это инсайдерская информация. Разумеется, превалирующее число работ — исследования того бизнеса, в котором человек занят на текущий момент или который выстраивал ранее. «Тенденции развития венчурного и прямого инвестирования в республике Казахстан», «Реалии зернового бизнеса в России», «Построение дистрибьюторской компании с эксклюзивными правами на территории РФ» — интересных тем много. И главное, оценивает все эти работы весьма представительная комиссия академиков РАН и профессоров.

Галина Козорезова