Бизнес-образование в Украине развивается - и это факт.
MBA в СНГ
Дистанционное образование
Задача дистанционного образования - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым. Можно сформулировать базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного образования, являющиеся сегодня мерилом удачных решений.
Принципы дистанционного образования
Во-первых, доступность обучения. При хроническом недостаткевремени учиться надо все больше и больше. Причем процесс обучения должен начинаться когда угодно — когда есть время- длиться сколько угодно — сколько есть времени и сил- он может быть внезапно прекращен или прерван, например срочный телефонный звонок, и может быть продолжен с любого места. А сверху еще накладываются субъективные особенности обучаемых: начальные знания, специфика освоения материала и т. д. и т. п. Радикальный прорыв в этой области позволил осуществить известные результаты научно-технического прогресса: персональный компьютер и Интернет, а в ближайшей перспективе — мобильный Интернет и беспроводные локальные сети.
Во-вторых, радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия. Среди них можно выделить:
- максимальное использование различных способов представления информации: текста,графики, видео, звукового сопровождения, анимации, т. е. то, что получило название"-мультимедиа"--
- нелинейную форму организации материала, при которой его единицы представленыне в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов,связей между ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязиее различных аспектов. Такой подход позволяет в максимальной степени приблизитьпроцесс передачи знаний к естественному общению и обеспечить адаптивность траектории дистанционного образования-
- присутствие большого количества справочной информации, причем именно в дополнительной, сопровождающей форме, когда пользователь видит основной предмет изучения в окружении каких-либо других узлов, т. е. любой вопрос (тема, проблема, аспект, идея, документ) всегда оказывается связанным с другими вопросами. Пользователь может не учитывать эту информацию, но она ему предоставляется, причем именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно интересующим пользователя. В целом такая система дистанционного образования заставляет учитывать, что интересующая его тема может иметь еще какие-то аспекты.
В-третьих, достоверность сертификации знаний. Оценка знаний предельно усложняется.Если раньше это вверялось в руки преподавателей-гуру, которые в ходе личной встречи (для некоторых студентов в ходе последовательности таких встреч) добивались того, чтобы студент привел багаж своих знаний в соответствие с выставляемой оценкой, то в системах дистанционного образования при сертификации знаний очного контакта, как правило, нет. Соответственно и методики сертификации знаний существенно отличаются от используемых при очном обучении. Наиболее распространенными здесь являются методики, основанные на тестировании, которые используются в практикеочного образования скорее как дополнительные. Здесь они — основные. И сразуже встает другая проблема — при отсутствии очного контакта нет гарантий того,что экзамены не сдал кто-то другой.
Многие не верят, что создание полноценной системы дистанционного образования возможно. Системы, которая логически была бы вплетена в экономику труда и капитала и обеспечивала бы цепочку: есть спрос на специалистов — находятся желающие занять вакансии они дистанционно обучаются — они дистанционно сертифицируют свои знания — их принимают на работу в организации, которым требуются специалисты. И все-такиэто возможно. Уже сейчас первопроходцам удалось выстроить такие цепочки в некоторыхпредметных областях.
Технологии дистанционного образования
Анализируя существующие системы дистанционного образования, можно прийти к выводу, что для поддержки дистанционного образования используются следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые технологии. Рассмотрим их особенности.
При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальныйнабор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения.Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этихцелей региональных учебных центрах. К данной группе может быть отнесена традиционная технология заочного обучения. Заочное обучение — по почте — существует более 100 лет. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом.
С 40-х годов начинаются эксперименты по использованию отличных от почты средствдоставки учебного материала — радио, магнитофонные ленты, телевидение. Самоназвание способа обучения постепенно изменяется на "-дистанционное"-.А слово "-обучение"- постепенно заменяется словом "-образование"-,поскольку роль обучаемого становится все более активной и фрагментарный процессобучения во время очных сессий дополняется непрерывным процессом самообразованияс использованием записанных на те или иные носители или транслируемых по радиои телевидению лекций. TV-технология, как следует из ее названия, основана наиспользовании телевизионных лекций.
К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, использующиевозможности локальных и глобальных вычислительных сетей. В интернет-технологииИнтернет используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом,а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.Данная технология имеет ряд существенных преимуществ перед другими. Она позволяетпроходить дистанционное обучение по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт как с преподавателем, так и с другими студентами и администрацией учебного центра. Возможность связи "-многих-со-многими"- является принципиальным отличием интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения: такое взаимодействие создает эффект "-присутствия"- и порождает явление "-электронного"- кампуса — виртуального университета.
Модель дистанционного образования
Сегодня, когда так много говорится о дистанционном обучении, важно уделитьвнимание существенному вопросу — что может и чего не может обеспечить дистанционное образование. Это убережет от встречающейся порой неадекватной оценки этой, безусловно, перспективной, но не всемогущей образовательной технологии. Для выяснения возможностей дистанционного образования проанализируем отдельные стадии обучения, которые так или иначе присутствуют в любом учебном процессе, позволяя говорить об универсальной модели обучения.
Начнем со стадии мотивации. На успешность дистанционного образования большое влияние оказывают интересы, мотивы, ценностные установки и потребности индивидуума. Обучаемый должен иметь желание учиться и осознавать необходимость этого. Учебный процесс по своей природе целенаправлен, хотя и не исключает элементов случайности. Понимание целей и ожидаемых результатов в значительной степени облегчает восприятие новой учебной информации.
Существуют различные способы и приемы мотивирования обучения. К их числу, несомненно, следует отнести и использование в учебном процессе компьютера и компьютерных технологий. Например, трудно переоценить возможность получения высококачественной, хорошо оформленной и прокомментированной информации из Интернета. Несомненно, это оживляет учебный процесс, существенно усиливает заинтересованность учащегося, а значит, обеспечивает мотивацию в обучении. Разумеется, нужен баланс акцентов, чтобы необходимость изучения конкретного учебного материала не подменялась разговорами о возможностях современных компьютерных средств. Другими словами, чтобы внимание обучаемого не смещалось от объекта изучения к средству обучения.
Стадия организации. К числу организационных форм образования относятся: лекции,практические, лабораторные, семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, консультации и т. п. Одной из основных форм получения знаний является самостоятельная работа. Поэтому применение современных технических средств, особенно при "-обучении на расстоянии"-, может иметь достаточно высокую эффективность, если учащийся имеет возможность оперативно получать рекомендации преподавателя, планы подготовки и сдачи зачетов и экзаменов, получать информацию о прохождении обучения партнерами по "-виртуальной"- учебной группе.
В самом деле, сегодня имеются технические возможности для того, чтобы учащийся,находящийся на большом расстоянии от учебного центра (вуза, колледжа, лицея),прослушал и просмотрел лекцию профессора, принял участие в видеоконференции или получил консультацию, выполнил компьютерный лабораторный эксперимент и т. п. При этом, правда, возникает реальная опасность некачественного дистанционного образования, поскольку учебные курсы в Интернете предлагают не только авторитетные учебные заведения, но и малоизвестные компании, пытающиеся делать быстрый бизнес наобразовательных услугах с использованием современных информационных технологий.
Стадию понимание следует считать кульминацией дистанционного образования. Она непосредственно связана с интеллектуальной деятельностью студентов и менее всего подвержена влиянию извне.
Эта стадия взаимосвязана с этапом контроль и оценка, который существенно зависитне только от интеллектуальной деятельности обучаемого, но и в значительной мереот возможности проверять знания в диалоге с опытным преподавателем. Разумеется,обучаемый должен убедиться, прежде всего, сам в том, что разобрался в изучаемомучебном материале, понял его, запомнил основные положения, научился применятьих на практике для решения практических задач. С другой стороны, активная рольпреподавателя не менее существенна, поскольку его задача не только убедитьсяв знаниях подопечного, но и — как при очном обучении — принять решение по корректировке программы обучения с тем, чтобы добиться наилучшего усвоения пройденного материала. К этапу контроль и оценка относится также и итоговый контроль, в процессе которого должен быть объективно определен достигнутый обучаемым уровень знаний. Итоговый контроль в дистанционном образовании имеет специфический нюанс: обучающий должен быть уверен, что на другом конце телекоммуникационной цепочки находится именно тот человек, который претендует на получение не только определенных знаний, но и документа (диплома, свидетельства, удостоверения, сертификата) об освоении образовательной программы. Известно, что даже при обычном обучении на стадии контроль и оценка приходится иногда предпринимать дополнительные меры по идентификации обучаемого. Конечно, данная проблема имеет место только в случае, когда по итогам дистанционного образования учащийся может получить официальный документ, свидетельствующий о приобретенной квалификации.
Стадия повторение предназначена для закрепления полученных обучаемым знаний и умений, доведения их до уровня навыков и опыта творческой деятельности. Этой же цели, но на более высоком уровне, служит стадия обобщение.
Автор: Сергей Викторович Агапонов, директор по образовательным программам компании "-ГиперМетод"-, кандидат физико-математических наук.