Рынок российского бизнес-образования стабилизировался

Сегодня можно говорить о стабильности развития рынка отечественного бизнес-образования. Период бурного экстенсивного роста завершен, и школы все в большей степени ориентируются на качество программ, нежели на количество слушателей.

Несколько любопытных тенденций обнаружили эксперты проекта. Если раньше в качестве базового образования большинство слушателей программ МВА имели техническую подготовку, то сейчас в бизнес-школы чаще приходят люди с экономической подготовкой. Среди вузов, которые окончили нынешние МВА-слушатели, чаще всего встречаются МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Г.В. Плеханова, Московский авиационный институт, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ.

Несколько любопытных тенденций обнаружили эксперты проекта. Если раньше в качестве базового образования большинство слушателей программ МВА имели техническую подготовку, то сейчас в бизнес-школы чаще приходят люди с экономической подготовкой. Среди вузов, которые окончили нынешние МВА-слушатели, чаще всего встречаются МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Г.В. Плеханова, Московский авиационный институт, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ.

По-прежнему слабым звеном отечественного бизнес-образования считается плохая связь с практикой, недостаточное внимание к проблемам бизнеса и кейсов, высокая загрузка и высокое количество очных часов, обилие теоретической информации, недостаток актуальной литературы.

Любопытно, что только треть слушателей МВА уверена, что стоимость бизнес-образования оправдана в полной мере. Наибольшее число студентов российских бизнес-школ имеют доход 1500–2000 долларов (30%), треть слушателей получает от 2000 до 3000 долларов. и только 16% – более 3000 долларов.

Как отмечают эксперты, наметился некоторый рост зарплат по сравнению даже с аналогичными данными прошлого года. Это обстоятельство сопровождается общим увеличением заработной платы по рынку. Одновременно с этим растет и стоимость программ МВА. За последний год в ряде бизнес-школ она повысилась на 15–20%.

Часто карьерный рост слушателей МВА происходит не только за счет повышения их стоимости на рынке труда благодаря престижному диплому. Немаловажную роль играют полезные связи, приобретенные в бизнес-школе, и создание network. Часто слушатели способствуют карьерному продвижению друг друга, кто-то находит на программе нового работодателя, а кто-то перспективных партнеров по бизнесу.

Еще один вывод исследования – произошло распределение рыночных ниш: школы все более различаются по составу слушателей, типам программ, формам обучения и так далее.

Добавить комментарий

Scroll to top