Прогнозы: российский рынок бизнес-образования через семь лет

Член правления Roland Berger Strategy Consultants (одна из ведущих глобальных консалтинговых фирм) Николай Грачев считает, что сегодня на в сфере российского бизнес-образования появляется некоторый диссонанс между мнениями учащихся и работодателей о необходимости и целесообразности получения бизнес-образования.

По мнению Грачева, работодатели не очень ценят дипломы МВА, а студенты об этом не догадываются, рассчитывая на рост стоимости своего опыта и полученных знаний. Вместе с этим, эксперт считает, что такая ситуация не сможет помешать быстрому росту данного рынка в ближайшие семь-восемь лет.

Игроки российского рынка бизнес-образования разделяют его на два сегмента: первый – это все государственные и негосударственные вузы России со специализацией «экономика и управление», а второй – программы бизнес-образования (МВА и ЕМВА), которые дополняют высшее образование. Для определения объемы двух данных сегментов, в первом случае использовались статистические данные сборника «Образование в РФ», а во втором учли экспертные оценки численности основных программ МВА и их среднюю стоимость. В результате подсчетов выяснилось, что в 2007 году студенты потратили на получение бизнес-образования около 4, 89 млрд. долларов (2003г. – 2,27млрд.). Эксперты Roland Berger Strategy Consultants уверенны, что при благоприятном дальнейшем развитии данной отрасли, объем рынка в РФ к 2015 году увеличится вдвое.

Однако среди экспертов бытуют и другие мнения, так директор программы Executive MBA и международных проектов Института бизнеса и делового администрирования Ашот Сеферян к таким прогнозам относится весьма сдержанно. По его мнению, прежде всего, следует учитывать демографическую ситуацию в стране. Так из-за низкой рождаемости в 90-х годах, число потенциальных абитуриентов студенческого возраста резко сократится. Он считает, что сравнительно небольшое число российских учебных заведений смогли перешагнуть рубеж в 30тыс. долларов за двухгодичную программу обучения, а те, кто попал в это число, достигли предела платежеспособного спроса. Еще одним немаловажным фактором, который позволяет усомниться в реальности прогноза специалистов является нехватка преподавательских кадров, которая может возникнуть в ближайшее время. Так как на подготовку преподавателя понадобится от 5 до 7 лет.

Однако есть и те, кто поддерживает мнения специалистов Roland Berger Strategy Consultants. Дмитрий Репин, профессор ГУ-ВШЭ, считает, что быстрый рост рынка бизнес-образования весьма вероятен. Для того, чтобы это понять, по его мнению, достаточно сравнить набор в ведущие западные и российские школы бизнеса. К примеру, в Гарварде число студентов ежегодно поступающих на программу МВА достигает 900 человек, в России это число равно 70. А дефицит преподавательских кадров российским школам не грозит, Дмитрий Репин, утверждает, что опытные и профессиональные бизнесмены успешно трансформируются в преподавателей и зачастую значительно лучше приспособлены к работе в реальном мире, чем профильные профессора.

Добавить комментарий

Scroll to top