MBA в СНГ

Изменения на рынке бизнес-образования. Стратегии развития. Часть ІII

«Продукт – услуга – решение»

Согласно этой бизнес-модели, сегодня на рынке вместо услуг многие хотят видеть готовые решения. «Формирование предложения будет происходить так: выявление потребностей – создание программ – обучение – оценка эффективности.

И такие методики оценки эффективности у нас уже есть», - считает Ольга Удовиченко.

Некоторые школы нашли некоторые методы выяснения потребностей клиентов. «Мы начали проводить круглые столы с привлечением лояльных клиентов. На этих встречах мы стремимся выяснить, чего они хотят и что могут себе позволить сегодня», - рассказывает Галенко. Каждому отдельно взятому потребителю нужна своя индивидуальная программа. Итог: конкретный индивидуальный подход. «За этими красивыми словами стоит то, что мы не предлагаем одну на всех программу со словами: „Вам это надо“. А спрашиваем конкретных людей: „А вам что надо?“», - объясняет Сергей Федоров, исполнительный директор Открытой школы бизнеса. Да и в принципе, как считает Алексей Попов, бизнес-образование должно выстраиваться на осмыслении происходящих событий, «а не из подхода, что мы все знаем и можем предложить антикризисные решения, – такая аргументация перестает быть эффективной».

Рациональность в подходе

Тема о внедрении и развитии новых продуктов инерционна. Такой процесс, с определения целевой аудитории и до ее приема на программы может занять около полугода. Такие изменения не смогут принять и те школы, которые заблаговременно сбалансировали портфель своих программ. «Обладая взвешенным портфелем, мы не видим ни одной программы, от которой реально стоило бы отказаться. Может измениться численность студентов той или иной программы, но это не влияет на успешное функционирование школы в целом», – считает Ольга Удовиченко.

Однако понятно и то, что уже ближе к осени подходы и методы формирования программ будут изменены. В связи с таким изменением потребительского портфеля многие учреждения немного отойдут от сферы корпоративного обучения, и перекинут свои силы на сектор долгосрочных программ для ТОП-менеджмента. «Ясно, что содержание программы Executive МВА не может серьезно измениться. Однако мы рассчитываем изменить форматы работы, привнеся больше деловых игр, которые позволяют моделировать кризисную ситуацию, бизнес-проектов, актуальных кейсов», - резюмирует Алексей Попов.

Таким образом формирование рыночного ассортимента будет проводится школами более тщательно. «Если в прошлом году мы буквально накидали в портфель 40 программ, на каждую из которых был спрос, то сегодня общее число программ сократится соразмерно спросу. Мы будем внимательно рассматривать востребованность каждой программы и оставшиеся брендировать по отдельности», - рассказывает Дмитрий Павлов.

Больший вес приобретут дополнительные специфические возможности. «Мы стараемся расширять список предметов по выбору, включая в него востребованные в современных условиях дисциплины (в частности, связанные с финансовым планированием)», – описывает свою стратегию Татьяна Лебедева. «Вследствие индивидуализации планов обучения самый ходовой продукт в нашем портфеле – тематические мастер-классы», - говорит Алла Самолетова.

Актуализация антикризисных программ

На рынке возрастает спрос на антикризисные программы. «Мне представляется такая аналогия: если перед компанией встает вопрос о выживании, значит, в ней фактически происходит пожар, который надо тушить. А образование – это своего рода лекции по противопожарной безопасности. Ясно, что во время пожара вы не будете их посещать. В то же время у тех, кто ранее посещал эти лекции, вполне возможно, пожар и не возник», - рассуждает Алексей Попов.

Насколько уместны в данный момент краткосрочные антикризисные программы? «Классическое бизнес-образование предполагает широкий взгляд на ситуацию, который поможет справиться в том числе и с кризисом, – продолжает Попов. – Это как вождение автомобиля в гололед: научить навыкам вождения в гололед можно только тех, кто уже проходил курсы вождения. Человека, который не знает, что такое автомобиль, вы не можете успешно научить вождению в гололед. И краткосрочные курсы не спасут в кризис тех, у кого не было системной подготовки».

Наряду с этим в стандартных долгосрочных программах возможно внедрение специализированных семинаров. «Предпочтения слушателей должны быть учтены в каждом курсе. К примеру, в курсе по стратегическому менеджменту должно быть уделено внимание стратегиям во время кризиса, в курсе по управлению персоналом – проблемам сокращений и сохранения ключевых работников», - поясняет Ольга Удовиченко.

«Специальные антикризисные программы более уместны в плане консалтинга, – утверждает Валентин Галенко. – В нашей бизнес-школе корпоративные программы – это, с одной стороны, обучение, с другой – организация коллективного решения проблем предприятия-заказчика его коллективом, с третьей – консалтинг. И мы считаем услуги, связанные с консалтингом конкретных компаний, приоритетными на сегодня». При разборе кейсов в ходе обучения студенты зачастую требуют рассмотрения кризисных ситуаций. «Такие ситуации мы рассматриваем с точки зрения российского лектора, лектора Стокгольмского университета и двух практиков, один из которых часто является нашим выпускником», - делится опытом Татьяна Лебедева.

«В сущности, речь идет о том, что учащиеся нуждаются в привлечении преподавателей бизнес-школы в качестве экспертов для разрешения сегодняшней ситуации», – поясняет директор консалтинговой компании в области управления персоналом «Институт „Новые возможности“» Евгений Креславский.

Продолжение следует...