MBA в СНГ

Критики программ МВА

Профессор Энтони Хопвуд, декан Said Business School при Oxford University считает, что ''Вокруг системы бизнес-образования сегодня ведется много споров, но, несмотря, ни на что, МВА остается очень хорошей квалификацией''.

Канадский профессор Генри Минцберг является одним из самых ярых противников существующей на сегодня системы МВА. Из его утверждений следует, что каждый выпускник бизнес-школы должен носить специальный опознавательный знак, который будет предупреждать всех о его потенциальной угрозе для бизнеса. Процессор Минцберг, считает, что пагубность специалистов с дипломом МВА заключается в том, что их обучали теории управления до того, как они получили практический опыт в бизнес-сфере.

В первую очередь обвинения Минцберга касаются американских школ бизнеса, так как оони зачастую привлекают к бучению людей практически не имеющих опыта работы. Однако есть и те, кто критически относится и к европейским школам, студенты которых часто уже имеют представления о реальной работе в области менеджмента. Таким критиком является профессор Джеффри Пфефер из Stanford University's Graduate School of Business, который вообще ставит под сомнения пользу управленческого образования в целом.

Джеффри Пфефер считает, что обучение программам МВА не имеет никакого смысла, так как абсолютно не увеличивает шансов на успех в бизнесе. Свои утверждения профессор подкрепляет данными своего же исследования, в котором он проводил сравнительный анализ успешности руководителей со степенью МВА и без нее.

Энтони Хопвуд же считает, что выводы Пфефера построены на изначально неправильных положениях. Это исследование, по мнению Хопвуда, имеет вполне реальную возможность стать кейсом для разбора на занятии по программе МВА и послужит эталоном некорректно построенного исследования, так как имеет массу фундаментальных недочетов и ошибок.

Хопвуд уверен в том, что программы МВА дают своим слушателям три наиболее важных составляющих успеха в бизнесе.

''Во-первых, программы МВА дают знания и умения, - говорит он. – Например, раньше в лондонском Сити решающим фактором было то, кого ты знаешь, а не то, что ты знаешь. Но теперь важное значение имеет и то, и другое. В современном менеджменте сложился пласт базовых знаний, которыми должны обладать все профессионалы этой сферы''.

Во-вторых, учеба в школе бизнеса дает своим студентам соответствующую квалификацию, а выпускникам – шанс достичь успеха в соответствующе бизнес сфере. ''МВА – это своеобразный универсальный компенсирующий механизм, - говорит Хопвуд. - Если, к примеру, человек родился в небогатой семье в штате Северная Дакота, то свое первое высшее образование он наверняка получит в University of North Dakota. Но свой диплом МВА он может затем получить в одной из лучших бизнес-школ''.

Третьим преимуществом МВА является то, что обучение дает студентам возможность стать частью могущественного бизнес-сообщества. Однако такие шансы могут дать лишь лучшие бизнес-школы.

В итоге получается, что МВА – это серьезная стартовая платформа, однако не все выпускники имеют одинаковые перспективы.

На вопрос о том, способна ли бизнес-школа научить своих слушателей предпринимательству, Хопвуд замечает, что однозначно ответить на этот вопрос утвердительно он не может. Вместе с этим, продолжает он, бизнес-школа создает условия, благоприятные для развития у слушателей соответствующих навыков. ''В Oxford есть множество успешных предпринимателей. Мы также имеем налаженную систему сотрудничества с Силиконовой долиной. Предприниматели тоже нуждаются в более широком понимании бизнеса''.

Высокая мобильность, которую дает студентам программа так же большой плюс. Это означает безболезненную смену компаний, страны проживания и функиональной сферы профессиональной деятельности.

Mary Braid - education.independent.co.uk