MBA в СНГ

Кто лучше, экономист или управленец? Или что такое менеджмент

Непрерывное развитие экономики и других факторов, влияющих на ведение и эффективность бизнеса, привело в последние годы к пониманию многими важности и полезности навыков менеджмента (управления или руководства) у персонала на различных уровнях управления.

Учитывая то, что навыки управления востребованы во всех сферах бизнеса и экономики в целом, то из этого следует, что менеджмент является наиболее востребованной дисциплиной в образовании.

Учитывая исторические аспекты прошлого наших стран, когда отношение к управленческим способностям было двояким: с одной стороны понимание того, что управление является важным фактором в успешном развитии чего бы то ни было- а с другой – данный тезис шел в разрез с идеологией прокоммунистического строя. Такое предвзятое отношение к определению роли руководства и управления привело к тому, что в пост социалистическом обществе не было широкого и правильного понимания этой дисциплины. Изначально проблему наблюдаются даже на лексическом уровне, для многих граждан, такие понятия как, "-менеджер"-, "-управленец"-, "-руководитель"- и т.д. не всегда понятны или трактуются не всегда верно. Поэтому в наших странах столь долгое время имело место быть отставание качества управления от других более развитых стран.

В данной статье рассматриваются основополагающие ценности в управленческом образовании с теоретической точки зрения. Автор на основе анализа целеполагания дает возможность и повод обсудить методики и практики современного бизнес образования.

Что касается терминологии в данной статье, то автор не всегда использует общепризнанные термины, однако определения, приведенные в данной статье, направлены на достижение взаимопонимания с читателем.

Менеджмент – термин иностранного происхождения, поэтому его смысловое значение в первую очередь следует искать в иностранном толковании. Собственно, в иностранной литературе данное слово имеет ряд толкований:

1. Менеджмент - это процесс ведения и командования организацией. Процесс затрагивает все аспекты и составные части организации. Обычно процесс осуществляется путем использования и управления ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, интеллектуальными).

Российский аналог этого слова – руководство, хотя, если рассматривать данное слово лишь в значении использования и управления ресурсами компании, можно использовать и слово управление.

2. Менеджмент – это лицо, исполняющее процесс руководства организацией или управления организационными ресурсами.

В российском варианте это будет звучать как руководитель или управленец. Понятие управление или руководство можно описать и разобрать при помощи многих наук, которые, так или иначе, помогают менеджеру. Однако стоит учитывать, что границы этих наук, гораздо шире задач, стоящих перед менеджментом и лишь некоторая часть той или иной науки представляет определенный интерес для навыков управления.

3. Менеджмент – это отдельная наука, посвящена решению сфокусированных на менеджменте задач.

Менеджмент, как дисциплину нельзя сравнивать с теорией управления, хотя с одной стороны она описывает очень важную часть менеджмента – процесс. Мнение о том, что менеджмент является неким собранием определенных аспектов из различных наук, так как эта дисциплина имеет свои пути развития, согласно своим приоритетам. Наработки из сферы менеджмента могут быть использованы и в других науках.

Рассмотрим процесс обучения менеджменту, как дисциплине в его первом значении. Так как обучение менеджменту во втором значении является девственной задачей, так как даже за рубежом, где менеджмент в целом имеет боле зрелые традиции, процессы осознания важности данного процесса начались буквально недавно. А обучение менеджменту в третьем значении, как будет видно далее, является подзадачей обучения менеджменту в первом значении.

Итак, согласно определению №1, менеджер первоначально является управляющим ресурсами и несет ответственность за решение задач, стоящих перед ним и его организацией. Организация, как и любая другая «социально-экономическая система» действует по схожим принципам, разница проявляется лишь в сложности построения данной структуры и процентном соотношении задач.

Для управляющего основным его рабочим ресурсом является навык управления подотчетными системами. Основная задача менеджерского образования (при помощи программ МВА) – привитие этого навыка студентам.

Однако тут стоит отметить, что навык – это не знания, которые можно измерить на аттестации и на которые, как правило, ориентируются учебные учреждения. Навык – это, в первую очередь, умение применять полученные знания на практике для решения задач- это опыт, который делает из знаний активный инструмент. Образование менеджера не стоит сравнивать с университетскими специальностями. Выпускник должен уметь решать практические задачи с ограниченным количеством времени. Информации и других ресурсов. Это и является отличительной чертой бизнес образования от академического.

По причине того, что у всякой задачи существует свой предел сложности и соответственно, разнообразность задачи, которую может решить менеджер за некое время, из целостной и универсальной дисциплины менеджмента в ходе развития возник ряд подотделов со своими характерными методиками, инструментами и фактами.

В определенный период времени образовалось большое число учений в менеджменте, что привело к путанице. Качество перешло в количество, что не может привести к положительным результатам, первоначальная идея упрощения через разделение на подотделы ни к чему не привела. Такой поворот событий вызвал желание многих представителей различных подотделов выделиться каким-то образом на общем фоне, при помощи видоизменения основополагающих норм. Таким образом, возникновение разнообразия в учениях менеджмента значительно усложнило понимание управления и процесса образования менеджеров.

Данная ситуация еще больше усугублена нынешним состоянием науки менеджмент. Так как данное научное направление еще достаточно молодо, то по сравнению с укоренившимися классическими науками количество значимого и существенного для практики материала у менеджмента относительно не велико. Поэтому развитие отдельных направлений менеджерских школ сейчас не является целесообразным шагом. Результатом такого разделения будет лишь перетирание различными способами одного и того же материала в отдельных обособленных школах.

Таким образом, из практической точки зрения (передача навыка = знания + опыт) выходит, что управленческое образование из необходимости разделяется по отраслевому признаку. А с точки зрения науки, управленческие знания должны быть целостными. Отсюда вытекает то, что дипломы МВА из двух различных вузов нельзя сравнивать между собой. Помимо всего прочего еще существуют отдельные виды академического экономического образования. И готовый управленец не является основной задачей такого образования. Хотя практика показывает, что выпускники экономических вузов составляют достойную конкуренцию дипломированным менеджерам и управленцам.

Продолжение следует…