MBA в СНГ

Плюсы европейского бизнес-образования

В недавнем опросе, проведенном Cox Communications Consultants, большинство из 37 европейцев - менеджеров HR (human resources) предпочитает нанимать студентов европейских школ.

Во время бума dot-com многие люди отказывались от учебы в бизнес-школе ради созданияновых компаний. Сейчас фирмы с венчурным капиталом не так активны, возможноститрудоустройства в этом секторе малы, поэтому тысячи кандидатов стремятся статьстудентами бизнес-школ. Они обнаруживают, что поступить в такие американские школы,как Гарвард, Стэнфорд или Коламбия совсем непросто.

Можно подать документы в быстро растущие европейские программы МВА. В недавнемопросе, проведенном Cox Communications Consultants, большинство из 37 европейцев- менеджеров HR (human resources) предпочитает нанимать студентов европейскихшкол. Несколько лет назад ситуация была иной: менеджеры из Европы "-питалислабость"- к студентам американских школ. Билл Кокс, учредитель и CEO CoxCommunications, немецкой консалтинговой фирмы, изучающей программы с 1986 года,говорит: "-Мы считаем, что в европейских бизнес-школах разбирают большекейсов (case study), значит, из студентов выходят лучшие менеджеры"-.

По словам Кокса, новая тенденция не преуменьшает популярность американскихбизнес-школ среди студентов-европейцев. Но все возрастающее уважение, которымпользуются европейские школы, делает их весьма привлекательными для американскихстудентов, желающих сделать карьеру в международном бизнесе. Кооперация междуамериканскими и европейскими программами МВА получает одобрение. "-Растетчисло программ обмена преподавателями и студентами между американскими и европейскимишколами"-, - отмечает Кокс.

Согласно данным Cox Communications менеджеры HR полагают, что лучше всего ктребованиям рынка готовят студентов такие школы, как:
1.London School of Business
2.Insead (Fontainebleau, France)
3.Instituto de Empresa (Madrid, Spain)
4.Graduate School of Business Administration (Zurich, Switzerland)
5.University of Cambridge (UK)

Другие европейские программы МВА, входящие в двадцатку лучших, это: ManchesterBusiness School (UK) Institut Superior des Affairs, Ecole des Hautes EtudesCommerciales (France)
Rotterdam School of Management (Netherlands)
International Business School of Management of the University of Navarra (Spain).

Эти сведения были опубликованы в статье "-Лучшие европейские программы МВА"-Frankfurter Allvemeine Zeitung.

Программы МВА появились в европейских университетах относительно недавно, многиеиз них попали в рейтинги менее 20 лет назад. "-На многие бизнес программысмотрели как на курсы профессионально-технических училищ, поэтому европейскимуниверситетам было трудно принять их, - говорит Билл Гартнер, профессор предпринимательстваMarshall School of Business (University of Southern California). Теперь всепо-другому, отчасти из-за того, что программы МВА получили признание во всеммире. Поэтому в европейских университетах есть свои программы МВА"-.

Относительная новизна большинства европейских программ дает ряд преимуществ.Большая часть студентов - люди в возрасте от 28 до 35 лет, имеющие опыт работы.Идя навстречу тем, кто не хочет или не может бросить работу (карьеру) на целыхдва года учебы, европейские университеты предлагают годичные программы. "-Лучшиешколы, например, Insead, IMD, Instituto de Empresa имеют очень интенсивные очныегодичные программы. За последние 10 лет программы стали короче: европейскаямодель подразумевает только один год учебы. Все больше школ требуют от абитуриентовналичия опыта работы, но они не надеются на то, что настоящие профессионалы"-выключатся из жизни"- на два года"-, - рассказывает Кокс.

"-Более усеченные программы МВА, приспособленные к работающим профессионалам,это модель, которую американские школы все чаще "-берут на вооружение"-,- говорит Карл Веспер, профессор предпринимательства и машиностроения в Universityof Washington. Но перемены произойдут не так быстро. "-Американские бизнес-школыпривыкли к двухгодичной программе МВА, но лично мне эта позиция кажется устаревшей"-,- продолжает он. "-Я не думаю, что магистерские программы должны продолжатьсядва года. Это хорошо для бюджета, для штата преподавателей, для учебного планакурсов. Переделать все заново - все равно, что переносить кладбище: нужно каждоговыкопать и повторно захоронить"-, - заканчивает свою мысль Веспер.