MBA в СНГ

Бизнес-образование

Бизнес-образование - это один из видов образовательной деятельности. Сегодня обучение должно быть непрерывным, ежедневным и постоянно расширяющимся по своим масштабам. Стремительные перемены в экономике, огромный объем информации, научные открытия предопределяют необходимость прикоснуться к этим новым знаниям.

Главная цель бизнес-образования – подготовка нового поколения предпринимателей,способных стать подлинными носителями ценностей современной рыночной экономикии активными «проводниками» экономического прогресса.

По мнению Станислава Пирогова, первого проректора МИРБИС,профессора и доктора экономических наук, решение этой задачи требует принципиальнонового подхода к образовательному процессу.

Вопрос: Какую задачу выполняет, на ваш взгляд, бизнес-образование? Являетсяли оно дополнением к высшему образованию?

Станислав Пирогов: Бизнес-образование - это один из жанров образовательнойдеятельности. Сегодня мы живем в условиях, когда обучение должно быть непрерывным,каждодневным и постоянно расширяющимся по своим масштабам. Стремительные переменыв экономике, социальной жизни, огромный объем информации, научные открытия предопределяютнеобходимость прикоснуться к этим новым знаниям и незамедлительно принять решениев условиях быстро идущих перемен. В противном случае, отставание и потеря конкурентоспособностипросто неизбежны. Любой человек, который стремится быть успешным, должен постоянноучиться вне зависимости от количества и качества своих дипломов.

Вопрос: Таким образом, дополнительное образование существует не для того, чтобызакрывать пробелы высшего, оно имеет свою нишу?

Станислав Пирогов: Безусловно. Когда в России произошли радикальные переменыи сменились общественные отношения, мы устремили взгляды на страны с развитойэкономикой и во многом начали «проецировать» их опыт в образовании. Правда,несколько упрощенно, без заботы о должной адаптации. Именно поэтому бизнес-образованиеу нас нередко трактуется как освоение известных и проверенных передовой бизнес-практикойрецептов, рассматривается как гарантия успеха на рынке. На самом же деле оновыполняет очень важную миссию государственного значения, состоящую в том, чтов этой системе должны готовиться современные и завтрашние предприниматели, способныеобеспечить успех в экономическом развитии не только своей корпорации, но и страныв целом. Я не имею в виду узких специалистов и функциональных исполнителей –я говорю о предпринимателях. Это очень "-тонкий"- слой, ведь далеконе каждый призван и способен быть носителем экономических ценностей. Такой человекуниверсально образован, имеет такие качества, как инициативность, мобильность,способность стратегически мыслить и чувствовать перспективные новшества. Крометого, он отличается высокими моральными стандартами и установками. И в зависимостиоттого, как удастся сформировать этот слой, будет зависеть курс развития российскойэкономики и страны в целом. Таким образом, бизнес-образование выполняет важнуюгосударственную функцию. Если хотите, это можно рассматривать как "-кадровоеобеспечение рыночной экономики"-.

Вопрос: Как с учетом этих задач выстраивается учебный процесс?
Станислав Пирогов: Изменение природы образовательного процесса – вещь очевидная.Раньше мы представляли его как трансляцию знаний от учителя к ученику. Предполагалось,что учитель все знает, а ученик пассивно ждет от него информации и, главнымобразом, ответа на вопрос "-как?"-. Теперь же природа образовательногопроцесса уходит от "-обучения"- к "-образованию"-. Сегодня мыформируем человека нового качества. Решить эту проблему можно только путем кооперации,взаимодействия классических преподавателей, успешных предпринимателей и профессиональныхисследователей (ученых). Эта кооперация в бизнес-образовании становится доминирующей.

Вопрос: Какие перемены в связи с этим происходят в МИРБИС?

Станислав Пирогов: МИРБИС стремится к удовлетворению потребностипредпринимателей в высоком качестве бизнес-образования. Добиться этого можнотолько при взаимодействии учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.Такова наша стратегическая линия. Это очень непростая и весьма длительная работа.Создать такой симбиоз по мановению руки просто невозможно.
Для выполнения этой задачи в МИРБИС основан научный центр,привлечены доктора наук, которые занимаются не только преподавательской, нои исследовательской деятельностью. У нас есть аспирантура, докторский совет,где проходят защиты диссертаций. Мне кажется, что необходимо развивать творческуюатмосферу в школе путем активизации научной деятельности, проводить семинары,конференции, круглые столы. Словом, мы стараемся привить вкус к науке в студенческойсреде.
К сожалению, нередко у успешных предпринимателей существует деформированноепредставление о науке и бизнес-образовании. Им кажется, что это бесприбыльнаясфера, поэтому они рассматривают всё это в качестве своеобразного хобби. В связис этим слушатели ограничивают свои стремления освоением только прикладного материала,в то время как во всех успешных западных бизнес-школах научная деятельностьнаходится в ряду основных приоритетов. Предпринимателю нужен ученый-наставник,дабы воспитать в нем склонность к аналитике и стратегическому видению, сформироватьнаучную культуру, а также способность находить и реализовывать "-новое"-.

Вопрос: Насколько трудно приспосабливаться к новым реалиям?

Станислав Пирогов: Это очень сложный процесс, прежде всего, потому, что и всистеме образования, и в стране в целом во многом утрачен культ науки. Его надовозрождать, необходимо ткже создавать инновационный климат и подкреплять егоресурсными вливаниями. Надо разумно и уважительно использовать имеющийся интеллектуальныйпотенциал, в том числе и из академической среды. Сегодня необходимо прививатьвкус к аналитической деятельности прямо со студенческой скамьи.

Вопрос: Много ли ваших выпускников сотрудничают с бизнес-школой? Каким образомпроисходит обратная связь?

Станислав Пирогов: Выпускники - это наш капитал. Мы должны мотивировать слушателей,вовлекать их в учебный процесс, стараться все время работать в контакте с ними.Порою происходит так, что нам удается несколько скорректировать их видение жизнии стратегии, а часто и они нам дают ценные советы. Например, по компьютернойграмоте слушатели давно превосходят преподавателей. Кроме того, наши выпускникимогут многое рассказать о среде бизнеса, а по их материалам составляются кейсы.
Из общения со слушателями мы извлекаем такую ценную информацию, которую не дастни одно методическое пособие. К примеру, на недавней дискуссии в рамках ежегоднойШколы преподавателей МИРБИС мы сознательно предоставили самостоятельныедоклады нескольким слушателям программы МВА. Острая дискуссия не только подтвердилаправильность выбранного нами курса, но и указала нам на альтернативные путисовершенствования образовательного процесса.
Пожалуй, решение одной из самых актуальных задач бизнес-образования - пополнениепреподавательского корпуса - следует искать в привлечении выпускников бизнес-школк преподавательской деятельности. МИРБИС уделяет особое вниманиеэтому вопросу. Таким образом, ряд наших выпускников МВА идут в аудиторию и успешноработают в качестве преподавателей. Некоторые из них поступают в аспирантурушколы МИРБИС и занимаются перспективными исследованиями, совмещаяэто с преподавательской деятельностью.

Вопрос: Каким Вам представляется будущее бизнес-школы МИРБИС?

Станислав Пирогов: Будущее своей школы мы видим в органическом соединении энергии,инициативы и практических знаний успешных предпринимателей, а также в фундаментальностии универсальности научной мысли, системности и методичности профессиональныхпреподавателей. Вместе с этим мы ценим и уважаем опыт отечественных и зарубежныхколлег по бизнес-образованию.