MBA в СНГ


Сотрудники с дипломом MBA - образование + опыт?

Российские и украинские работодатели неоднозначно относятся к менеджерам с дипломом MBA. С одной стороны, от соискателей на vip-позиции они все чаще требуют диплом MBA бизнес-школы, с другой стороны - побаиваются таких претендентов.

Об этом свидетельствуетопрос, проведенный консультантами Begin Group.

В исследовании приняли участие менеджеры и директора по персоналу 90 российскихкомпаний. Оказалось, что 90% работодателей хотели бы видеть на руководящих должностяхменеджеров со степенью MBA. И в более чем половине опрошенных компаний людис таким статусом уже работают.

Некоторые владельцы бизнеса любят козырнуть тем, что на них работает выпускник,к примеру, INSEAD. Причем престижен сам факт обладания таким &quot-кадровымресурсом&quot-. Иногда даже на визитках таких руководителей иногда пишут: &quot-начальникотдела логистики, MBA&quot-.

Спрос на MBA

Хотя спрос на выпускников бизнес-школ вырос, отношение к ним не так уж однозначно.К примеру, около 70% работодателей говорят, что предпочитают воспитать руководителявнутри компании, а не взять чужого со степенью MBA, говорит Анна Рубальская,руководитель образовательного направления Begin Group. Вместе с тем многие российскиеработодатели зачастую недооценивают специалистов с хорошим образованием и опытом.Согласно исследованию Begin Group около 60% компаний предлагает кандидатам состепенью MBA российских бизнес-школ зарплату от $800 до $2000 (по данным засентябрь 2003 г.) При этом работодатели больше интересуются выпускниками российскихбизнес-школ (около 40% ), чем западных (менее 5% ). &quot-Это связано с тем,что менеджеров с российским MBA попросту больше на рынке, - поясняет Анна Рубальская,- а вовсе не с тем, что у людей с западным MBA проблемы с трудоустройством&quot-.

Но проблемы, правда, другого рода, есть и у них. По словам директора по стратегииМТС Александра Горбунова, который в 1999 г. получил степень MBA в Гарварде,ожидания от выпускников западных бизнес-школ еще выше, так как у нас разрывв зарплатах между обычными специалистами и специалистами с MBA больше, чем,к примеру, в Штатах. &quot-Там выпускник бизнес-школы имеет зарплату в 2 - 3раза больше, у нас же - в 10 - 15 раз&quot-, - уточняет Горбунов. Соответственно,от них - обладателей западных МВА - ждут, что они заменят 10 - 15 менеджеров,на что они не всегда способны.

Сотрудник с МВА

Хотя опрос и выявил высокую готовность растить образованных лидеров внутрикомпаний, на поверку все оказывается не совсем так. Только 10 - 15% работодателейготовы частично или полностью оплачивать MBA своим сотрудникам. Если человекидет учиться не с благословения руководителя, а решается на это сам, руководительначинает видеть в нем конкурента либо потенциального перебежчика, считает ВладимирМау, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (где существуетнесколько программ MBA). И такое опасение оправданно. По словам Мау, треть студентовпоступают в их бизнес-школу именно для того, чтобы вырваться за рамки своейкомпании, в которой они не могут удовлетворить свои амбиции.

&quot-До недавних пор в бизнес-школах учились в основном 30 - 35-летние, -замечает Анна Рубальская, - а в последнее время появилась новая тенденция -студенты старше 40&quot-. &quot-Они говорят, что с приходом в их компании молодыхи более образованных менеджеров они стали бояться потерять свои места и поэтомувынуждены учиться&quot-, - добавляет она.

Мария Шакова, директор по маркетингу и продажам компании &quot-Шереметьево-Карго&quot-убеждена, что, когда сотрудник российской компании объявляет о своем желанииполучить MBA, конфликт интересов неизбежен. Она рассказала, что новость о еепоступлении на программу MBA Kingston university business school (при АНХ) ееруководство восприняло без особого восторга. По словам Марии Шаковой, она малоафишировала и тот факт, что новые знания, полученные в бизнес-школе, помоглией реализовать некоторые преобразования в своем подразделении. &quot-Если руководителипроходили бы те же ступени, что и молодые менеджеры сегодня, они бы лучше понимали,что дает MBA&quot-, - считает она.

Директор программ MBA института МИРБИС Николай Попков говорит, что около третистудентов их бизнес-школы получают MBA без согласия своих руководителей. Поего словам, только каждому пятому студенту обучение полностью оплачивается избюджета компаний, в которых они работают.

По данным другого исследования Begin Group (опроса 700 студентов российскихбизнес-школ летом 2003 г.) , 44% компаний одобрительно относится к тому, чтоих сотрудники учатся. Правда, только в каждой третьей компании поддерживаютэти начинания материально. Почти каждый десятый работодатель вовсе не знаето том, что его сотрудники учатся в бизнес-школе. А 7% относятся к этому фактунастороженно.

Правда, некоторым выпускникам бизнес-школ повезло: в крупных компаниях сложиласькультура доброжелательного отношения к сотрудникам, ищущим новых карьерных перспектив.Директор по стратегии МТС Александр Горбунов говорит, что его прежние работодатели(международная консалтинговая компания Bain) , напротив, поддержали его идеюо бизнес-образовании. Он рассказал, что компания частично оплатила его обучениев Гарварде.

Корни страха.

Негативное отношение руководителей к MBA объясняется в том числе и высокимиамбициями выпускников бизнес-школ. 63% работодателей убеждены, что у многихиз них слишком большие зарплатные и карьерные запросы. Многие руководители говорято том, что свежеиспеченные MBA без профессионального опыта претендуют на должностии зарплаты, которые им явно не по плечу.

Другая причина - неготовность к переменам, которыми грозит назначение опытногоменеджера со степенью MBA, замечает Даниил Матюхин. Если компания устроена неэффективно- а большинство российских бизнесов нуждается в реорганизации, - приход выпускникабизнес-школы на руководящую позицию означает революцию.

Опасения руководителей по поводу MBA могут быть вызваны еще и тем, что вечерниезанятия в бизнес-школе отвлекут лучшие менеджерские силы от основной работы,добавляет Александр Горбунов.

Вообще, у руководителей нет уверенности, что такое образование даст результати пользу для бизнеса. &quot-Многие не понимают вообще, что такое MBA, - думают,что оно похоже на обычное вузовское, опасаются, что человек начитается книжеки все&quot-, - объясняет президент Российской ассоциации бизнес-образованияи ректор Высшей школы международного бизнеса Леонид Евенко.