MBA в СНГ


Виртуальное 1 сентября

Представьте: 1 сентября – день знаний…а площадки возле школ пусты, нет тех огромных толп учеников с цветами, к которым мы привыкли, не звучат первые школьные звонки, - на дворе эпоха «дистанционного образования».

Десятиклассница Варя Соловьева после завтрака не спешит в школу, как в прошлом учебном году. Она включает компьютер, заходит на свою страничку в интернет-школе и приступает к урокам. «Первые дня три-четыре было сложно, — говорит ее мама Ирина Михайловна. — Дочь пробегала глазами материал на экране, не усваивая информацию, переходила к тесту и отвечала неправильно». Несколько раз Ирина Михайловна после работы посидела с ней за уроками. Теперь Варя сама получает «отлично», а мама следит за ее успехами на сервере школы: каждый родитель может проконтролировать даже то, сколько прочел сегодня его ребенок.

Соловьевы решили поменять школу из-за того, что в прошлом году на учебу стало уходить слишком много сил: ради «пятерок» Варя оставалась на дополнительные занятия, приходила домой в семь вечера и не высыпалась. Выбор пал на интернет-школу «Просвещение.ru». Ирина Михайловна поставила дочери условие: заканчивать уроки и выполнение домашних заданий до четырех дня. Пока получается.

«Просвещение.ru» — одна из нескольких школ дистанционного образования в России, которая в этом году получила право выдавать выпускникам аттестат государственного образца. Сколько их всего в стране, неизвестно: Рособразование просто не ведет статистику. Да и спрос на интернет-образование школьников никто не оценивал. «Научного исследования у нас нет, — говорит руководитель управления подведомственных учреждений Российской академии образования Тимур Темиров. — Однако наш мониторинг, проведенный в этом году, показывает, что дистанционное образование школьников очень востребовано». Руководители интернет-школ тоже отмечают приток учеников: если в «Просвещении.ru» и «i-Школе» наблюдают плавное увеличение числа поступающих, то в «Интернет-школе» на базе Центра интенсивных технологий образования (ЦИТО) эта цифра по сравнению с прошлым годом выросла вдвое.

Перспективы дистанционного обучения в целом аналитики описывают радужно: к примеру, по оценкам компании Cortona Consulting, среди клиентов которой BBC и Intel, рынок интернет-образования не просто стабильно растет, он достигнет к концу десятилетия 50 млрд долларов. Со школьниками дела обстоят сложнее. «На мой взгляд, нет вопроса — интернет-школа или обычная, — говорит Галина Мисютина, директор Центра интенсивных технологий образования. — Важно качество образования».

На сетевом уроке

В интернет-школе есть все, что в обычной: преподаватели, методисты, администраторы, психологи и собственно уроки.

Есть даже классные руководители под названием тьюторы, которые помогают ученикам освоиться с необычной формой учебы. Только присутствовать на уроках ученики и учитель могут не выходя из дома.

Методист «Просвещения.ru» Татьяна Долгова приглашает меня к своему столу с монитором, стоящему среди десятка таких же, и увлеченно начинает щелкать мышкой. Она показывает сохраненную версию онлайн-урока по географии для 10-го класса. Выглядит он как обычный форум с несколькими темами: «Ролевая игра», «Генеральный штаб», «МЧС», «Сейсмологи» и «Инженеры-строители». Татьяна щелкает по «Ролевой игре», в которой всего одно сообщение — сетевого учителя. В сообщении придуманная ситуация, при которой во время землетрясений в нескольких странах на Камчатке создается штаб МЧС, куда и должны войти ученики. За полчаса общения в форуме они обязаны найти правильные рекомендации и скинуть их в раздел «Генеральный штаб», где их «ждет» учитель. Преподаватель предупреждает об онлайн-уроке за 2-4 недели в своем форуме, или в личном сообщении каждому ученику, или в письме.

Мы щелкаем тему «МЧС», первое сообщение выглядит подготовленным заранее: «1. Не впадать в панику. 2. Взять с собой важные документы и вещи. 3. Выйти на улицу, на открытое пространство». Каждому за работу в онлайн-классе учитель выставит оценку в электронном журнале.

Расстояний нет

Одноклассники могут так ни разу в жизни и не встретиться: «Просвещение.ru» учит москвичей, подростков, живущих за границей, и учащихся в регионах (Челябинская область, Пермский край, Башкортостан), всего больше 8000 человек. Здесь программа за 10-й или 11-й класс стоит 27 000 руб., а в «Интернет-школе» — 23 000 руб. Разнообразные и более дешевые курсы по отдельным предметам или блокам занятий можно заказать как в этих школах, так и на других интернет-ресурах типа московской школы «Эйдос».

Директор «Просвещения.ru» Елена Подгорная рассказывает: «В поселковой школе может не быть даже канализации, а компьютеры и Интернет благодаря федеральному проекту “Информатизация системы образования” есть». Выбрал 11-классник географию профильным предметом — идет по расписанию в компьютерный класс, потом под своим паролем в И нтернет-школу и знакомится с содержанием урока. К нему прилагаются задания: тесты (оценку за него автоматически выставляет система), другое — вопрос с открытым ответом, который ученик может тут же вписать в окошко (ответ прочтет и оценит учитель, когда выйдет в Интернет), третье — творческое, на которое нужно время. Учителя выставляют оценки и отправляют школьникам свои комментарии.Его одноклассник может в это же время решать задачки по алгебре за соседним компьютером. Только аттестационные экзамены все учащиеся обязаны сдавать офлайн.

Экспериментальные технологии

Большинство интернет-школ создавалось в рамках или в результате государственных образовательных экспериментов. К примеру, «Интернет-школа» на базе ЦИТО появилась как результат проекта Министерства образования — внедрить современные технологии в учреждения среднего профессионального образования. Эксперимент закончился, а технологии, постоянно дорабатываемые и дополняемые, по профильным и общеобразовательным предметам за 10-11-е классы у ЦИТО остались.

11-летняя «i-Школа» (официальное название — центр образования «Технологии обучения») создана Департаментом образования Москвы в рамках организации обучения детей-инвалидов. В ней, кстати, такое же жесткое расписание уроков, как в обычной школе, только у каждого ученика индивидуальное. Детям-инвалидам компьютеры и выход в Интернет оплачивает правительство Москвы. А сам процесс обучения бесплатный для всех.

Понятные опасения

По словам психолога «Просвещения.ru» Марии Оксюк, зачастую родители боятся двух вещей: в интернет-школе детям не будет хватать общения или они не смогут самоорганизоваться для учебы, лишившись контроля, который обеспечивает учитель в классе обычной школы. «На самом деле, у многих детей проблемы в обычной школе вызваны как раз неудачным опытом общения, — говорит она — К примеру, из-за предвзятого отношения учителя, которому может не нравиться вид или голос ученика. Или из-за того, что он запустил учебу, а потом пытается привлечь к себе внимание, грубя учителям и задирая одноклассников. В интернет-школе все общение сводится к деловому, в письменной форме. Покрыть кого-нибудь матом ученику сложно, а главное — не нужно». По словам директора Елены Подгорной, среди учеников много «занятых» детей, которые снимаются в кино, или занимаются спортом, или просто готовятся к поступлению в вуз.

Елена Шведунова, сейчас студентка ветеринарной академии, в прошлом году закончила интернет-школу. «Как только перестаешь учиться, — рассказывает Елена, — сразу же получаешь письмо от тьютора или преподавателя. Мягкое, конечно, но ты понимаешь: твоя учеба всегда в поле зрения».

А что у них?

Дистанционное образование активнее всего распространяется в США: причем как частное, так и государственное. Государственная школа K12 бесплатно не просто учит, но еще и присылает все необходимое — от пособий до красок и даже оплачивает выход в Интернет. «Программа лучше, чем в подавляющем большинстве государственных американских школ, — рассказывает Екатерина Шнитке из Лос-Анджелеса, мать ученика K12. — И нам нравится после обычной школы, и результаты ежегодного тестирования учащихся высокие». Екатерина услышала о К12 от знакомых в тот момент, когда подыскивала для сына школу получше. Днем она работает дома, поэтому может проследить за учебой сына. «Мне понравилось, что родитель может влиять на ход урока, — говорит Екатерина. — Выбрать классический урок или остановиться только на сложных понятиях, пропустить глупые задания и предложить свои. А у сына появилось больше свободного времени на прогулки, спорт и общение. Потому что ему не нужно ждать, когда урок усвоят еще 29 учеников из класса».

Дина Юсупова, Ведомости