MBA в СНГ


Школа экономики или школа бизнеса?

Школа экономики - это высшее учебное заведение экономического профиля, а бизнес-школа - это место, где дают практические навыки управления бизнесом и присваивают степень МВА.

Выбор школы. MBA или MA экономики?

Еще некоторое время назад ответ на этот вопрос был бы прост: школа экономики- это высшее учебное заведение экономического профиля, а бизнес-школа - этоместо, где дают практические навыки управления бизнесом и присваивают степеньМВА. Если в первую, как и в любой вуз, мог поступать выпускник школы и дальшепоследовательно проходить ступени бакалавра, магистра и доктора, то бизнес-школыпринимают людей с высшим образованием и, как правило, опытом работы. Образованиев школе экономики более академическое, профильное, фундаментальное, в то времякак бизнес-образование можно рассматривать как повышение квалификации, профессиональнуюподготовку менеджеров. Но при этом именно бизнес-школы и МВА - заветная мечтамногих карьеристов.

В силу раскрученности и невероятной популярности МВА - программу "-подхватили"-другие учебные заведения, в том числе школы экономики. Отсюда и путаница. ЕслиМВА есть и в Лондонской школе бизнеса (LBS), и в Лондонской школе экономики(LSE), и обе эти школы пользуются доброй славой у студентов и работодателей,то какую из них выбрать? По мнению декана факультета стратегического управленияИнститута бизнеса и делового администрирования Александра Чиканского, формальныхотличий в данном случае мало: программы МВА ведущих школ находятся примернона одном уровне. Различия - на уровне нюансов: качество преподавания, специализации.

Однако так считают не все работодатели. Если им требуется менеджер с дипломомМВА, то они предпочтут того, кто закончил известную бизнес-школу, занимающуюлидирующую позицию в рейтинге. Просто потому что эти школы выбирают из огромногочисла поступающих к ним студентов самых лучших, тех, кто уже добился определенныхуспехов в бизнесе. Понятно, что в таких людях компании очень заинтересованы.И, конечно, они с радостью приезжают в бизнес-школы, проводят интервью и набираютсебе сотрудников. По сути, школы выступают как рекрутинговые агентства. Приэтом все довольны.

Такое пренебрежение к собственно процессу обучения не может не вызвать критикисо стороны "-академиков"-. Вот, например, мнение директора программыМВА Ланкастерского университета (Великобритания): "-Рейтинги школ бизнесастали настоящим наказанием нашего времени. Они абсолютно не отражают истиннойкартины и не свидетельствуют о качества предоставляемых услуг, так как непонятно,что с чем и кого с кем сравнивают, а главное, кто и как это делает. Методологияи методики исследования скрыты от человека, собирающегося вложить деньги и времяв свое будущее. Оценивать надо результат, то есть выпускника на рабочем месте,поскольку этот результат есть сумма двух необходимых составляющих учебного процесса- слушателя и учебного заведения"-.

Бизнес-школы - это, как уже ясно из названия, бизнес. И в гонке за лучшимистудентами и большими деньгами, конечно, не обойтись без борьбы за звание самого-самого,то есть без рейтингов. Другое дело, школы экономики, которые больше имеют делос наукой. Названия одних более известны, о других знают только специалисты.Но официальных рейтингов здесь нет. Правда, ежегодно в разных странах оцениваютсяэкономические факультеты и школы университетов (например, в США это делает журналUS News &- World Report).

Выбирая, куда поступать, надо учитывать и такой момент: школа экономики - этоне только и не столько программа МВА. Во многих экономических учебных заведенияхМВА вовсе нет - даже несмотря на соблазн воспользоваться моментом и "-срубить"-денег. Скажем, SSE позиционирует себя как экономический университет, известный,в частности, тем, что он участвует в выборе нобелевских лауреатов по экономике.А бизнес-образованием занимается специальное подразделений университета -ExecutiveEducation, и вот оно предлагает в числе прочего программу EMBA.

Выбор программы

В школу экономики стоит идти тем, кто хочет получить профильное образованиеи диплом Master of Arts (MA) экономики. Возможные специализации - маркетинг,финансы, IT, социология и др. После этого можно учиться дальше - на PhD и заниматьсянаукой и преподаванием, а можно идти работать. Какие перспективы у выпускникашколы экономики? Конечно, это, как всегда, зависит от человека, его квалификациии способностей. По мнению проректора по общим вопросам школы бизнеса "-МИРБИС"-Татьяна Иванищевой, на должность аналитика, экономиста, финансиста скорее всегоработодатель возьмет выпускника школы экономики, а при подборе персонала науправленческие позиции - выпускников бизнес-школы. "-Выпускник МВА метитв CEO, то есть хочет стать директором компании. МА готов работать в аналитическомдепартаменте"-, - добавляют специалисты из Российской экономической школы(РЭШ).

Кстати, если у вас уже есть высшее образование (даже незаконченное - четырекурса), степень PhD в экономике можно получить минуя ступеньку МА. Такую возможностьдает РЭШ. Известно, что на Западе дорога до PhD занимает от 4 до 10 лет, невсех на это хватает. В РЭШ учеба длится два года. 70-80% PhD выбирают академическуюкарьеру, и лишь немногие уходят в бизнес. По мнению профессора РЭШ Олега Замулина,PhD - это стиль жизни людей, рожденных для глубокого аналитического анализаи разработки теорий.

Если же вы предпочитаете "-живую"- работу и хотите быть специалистомузкого профиля, то лучше все-таки остановится на МА. В отличие от выпускникаМВА, который знает понемногу обо всем, МА хорошо разбирается исключительно всвоей специальности, например в математическом анализе рынка. По словам ректораВысшей коммерческой школы (ВКШ) Вячеслава Буренина, такие магистерские программы,как MSc и МА, дают более глубокие знания в конкретной сфере деятельности. ВВКШ, например, эти программы длятся год и стоят дешевле, чем МВА. МА большеподходит тем, кто не готов стать управленцем и вести жесткую конкурентную борьбу,зато считает себя способным качественно делать свою работу. Другими словами,МВА - это менеджер, МА - специалист.

МВА традиционно стоит дороже. Стипендий, как правило, не предусмотрено. Выплатите сами, или за вас платит работодатель, либо берете кредит - ABN-AMRO,EBRD, CitiBank. В традиционной же магистратуре (МА, МSc) можно подавать заявкуна стипендию, и шанс ее получить - если вы способный студент - есть всегда.Что же касается зарплат выпускников, опять все зависит от человека. Статистикаутверждает, что выпускники МВА получают больше. Но это в среднем. Конкретновы можете быть исключением.
Мнение: "-МВА - это фетиш"-
На вопрос, кого предпочитают работодатели: выпускников бизнес-школ или школэкономики, отвечает руководитель департамента Executive Search &- Selectionкомпании Abercade Consulting Дмитрий Колтыгин.

В начале 90-х годов экономические аспирантуры российских вузов служили многимтрамплином в западные бизнес-школы. Отсюда и восприятие последних как болееэлитарных и престижных, а главное - более перспективных с точки зрения денеги карьеры. В последующие годы МВА стали приписывать чуть ли ни чудодейственныесвойства, этакого золотого ключика, открывающего дверь в волшебный мир денеги карьеры.

Не так давно в "-Ведомостях"- прошла очень хлесткая статья Бориса Щербакова,генерального менеджера компании Oracle в России. В этой статье он осмелилсяутверждать, что даже самые лучшие западные МВА-программы - это мощные маркетинговыемашины, призванные убедить уже состоявшихся менеджеров в том, что для очередногозначительного повышения - профессионального и карьерного, им просто необходимыгод-два передышки, пребывания в принципиально иной среде. Другими словами, имтребуется программа МВА. Ничего, кроме этого, по мнению г-на Щербакова, за МВАне стоит. Во-первых, содержание программы абсолютно выхолощено. Все "-кейсы"-,на которых и строится главным образом обучение в бизнес-школе, это примитивные,сильно упрощенные слепки с тех сложнейших ситуаций, с которыми менеджеры ежедневносталкиваются на своей работе. Во-вторых, эмоциональный стресс, отрыв от привычнойсоциальной и культурной среды и от семьи, в котором студент МВА вынужден находиться,психологически разрушителен. И это не компенсируется ни новыми полезными контактами,ни новыми полезными навыками, ничем другим, что относят к преимуществам МВА.В-третьих, полезные контакты, возможностью которых бизнес-школы заманивают менеджеров,с таким же успехом нарабатываются за то же время правильной работы на своемместе.

Статья г-на Щербакова - это практически первая попытка сформулировать возраженияпротив господствующей системы МВА. Я, побывав внутри этой системы, не могу согласитьсяс автором в том, что эта машина не дает ничего. Конечно же, человеку, достигшемупотрясающих успехов в карьере без МВА (а таковым является г-н Щербаков), оченьсложно понят проблемы целой прослойки менеджеров, для которых МВА чуть ли неединственный шанс в преддверии кризиса среднего возраста.

Да, став популярной, система МВА обросла некачественными, дискредитирующимиее элементами, стала вещью в себе, стала жить по своим законам, стала производитьизбыточное количество обслуживающего материала, профессоров и рабочих мест.И качество, безусловно, стало снижаться. Но сейчас в связи с рецессией пошелобратный процесс. Системе бизнес-образования в ближайшие годы, может быть, десятилетияпредстоит выдержать конкуренцию с другими областями знаний, скорее всего, спсихологией.

МВА - это фетиш. Никто не пытается понять, чему научился человек, в чем состоитего добавленная стоимость. Это происходит потому, что бизнес-школы умело выбираютсамых успешных студентов-менеджеров и за их спинами выстраивают легион выпускников.В американских бизнес-школах, входящих в двадцатку лучших, только на дневномотделении учится от 500 до 1 тыс. студентов (а в Гарварде и того больше - 1,5тыс.). И везде есть свои лидеры и аутсайдеры, но подавляющее большинство - середнячки.Престиж и достижения школы определяется, безусловно, выпускниками-гениями. Ноих же меньшинство! Кроме того, если мы посмотрим, кто входит в число 500 самыхпреуспевающих и богатых бизнесменов Америки, то обнаружим, что среди них немноговыпускников МВА. Но Америка - такая страна, которая всегда придавала значениерейтингам, таблицам, элементу соревновательности. У нас немного другой менталитет,хотя, конечно, многое перенимается у Запада и безоговорочно принимается.

Позиция упомянутого выше Бориса Щербакова в этом смысле очень показательна.Это не только позиция успешного российского бизнесмена, получившего качественноеотечественное образование и признающего его авторитет. Это позиция определенногочисла российских работодателей. Совершенно очевидно, что все труднее будет попадатьв солидные компании, работающие в России, только на основании того, что у тебядиплом МВА. Гораздо большую ценность для работодателя (особенно если он собираетсярасширять свой бизнес в регионах) представляет человек, досконально знающийроссийскую специфику бизнеса и чувствующий себя в ней как рыба в воде.

Если же сравнивать выпускника МВА с выпускником МА по экономике, из собственногоопыта работы в сфере Executive Search могу сказать, что первого возьмут на болеевысокую стартовую позицию, чем второго. Но этому есть объяснение. На МВА, какизвестно, идут люди с высшим образованием и опытом работы. Более того, склонныек занятию бизнесом, управлению и уже работающие менеджерами. Во всяком случае,таких большинство. Поступить же в экономическую магистратуру можно сразу послеинститута. То есть у МА может и не быть практического опыта. Между МВА и МАразличие в образе мышления.

Можно привести и такое сравнение. Возьмем две известные школы - Лондонскуюшколу бизнеса (LBS) и Лондонскую школу экономики (LSE). В LSE не так давно появиласьпрограмма МВА. А LBS "-завела"- себе магистерскую программу по финансам(из тех, что обычно предлагаются в школах экономики). И что же? Со стороны попыткиLSE коммерциализироваться выглядят более беспомощно, чем попытки LBS приобрестиакадемический статус. И все потому, что у LBS есть деньги, чтобы купить лучшихпреподавателей и открыть новое направление. У LSE таких денег нет. Поэтому врядли она сможет переманить профессуру лучших бизнес-школ. Тем более что преподавательбизнес-школы традиционно получает больше, чем преподаватель школы экономики.Вообще вопрос денег в данном случае ключевой. Именно деньги в конце концов иопределяют престиж бизнес-школ и популярность МВА.

Источник: Ефим Черномордик
http://www.i-mba.ru