MBA в СНГ


Очередной камень в огород МВА?

Совсем недавно повстречал своего старого друга. В западных компаниях он сумел сделать прекрасную карьеру…но бросил все с целью получить бизнес-образование в одной из лучших лондонских школ бизнеса. Как он удивился, когда узнал об отношении британских бизнесменов к МВА.

Его «сокурсники» не рвались к славе и власти, для них обучение по МВА было скорее ради собственного удовольствия, средством познания искусства управления. Бизнес-образование они воспринимали как очередные курсы переподготовки, а не как возможность, получив знания, начать новую жизнь.

В чем ограниченность МВА?

Российскому бизнесу еще только предстоит дорасти до трезвой оценки возможностей МВА. В нашей стране у этой системы отсутствуют корни, она практически полностью заимствована с Запада, причем нередко скопировано только название, суть же абсолютно иная.

Там дают знания и умения, расширяющие кругозор топ-менеджеров. Им не надо читать азы экономики — у них есть планово-экономический отдел. Им не надо читать психологию — у них есть квалифицированный отдел кадров. В России же МВА из частного вида образования превратилось в панацею для борьбы с управленческой безграмотностью. Много людей отправилось туда учиться, полагая, что значок «MBA» сделает их великими управленцами или выведет их компанию на европейский уровень. На практике мы этого не видим. Ни одну компанию-аутсайдера МВА еще не сделало лидером.

Менеджмент крупных российских организаций увидел ограниченность МВА только сейчас. После череды кадровых экспериментов стало понятно — намного важнее, какой вуз окончил претендент на должность руководителя и его опыт, нежели сертификат управленца. Зачем доучивать на степень МВА физика, которому никогда не читали экономическую теорию? Как можно подготовить специалиста за два года обучения только по субботам? С другой стороны, я не вижу в наших бизнес-школах и по-настоящему сильных преподавателей. Нет теоретиков, нет и серьезных практиков, которые учили бы слушателей без оглядки на интересы собственной компании. МВА в России чаще всего преподают консалтеры, продвигающие собственные услуги и создающие вокруг этих трех букв мифический ореол.

Компьютер вместо бизнес-образования

Вообще, суть управления успешной компанией совсем не в доскональном знании теории. Возьмите для примера Ли Якокку — человека, который вывел из кризиса Chrysler и Ford. В описании его дей-ствий нет никаких теоретических откровений. Мы видим только безумную энергию человека, который хотел что-то сделать и сделал. И залог успеха — не его образование, а бешеная работоспособность.

Мне кажется, что основная проблема МВА — в переоценке его значения. На мой взгляд, бизнес развивается за счет руководителя, способного много и эффективно работать. Фирмы становятся лидерами не потому, что там все правильно выстроено, а благодаря энергии двух-трех человек. И наоборот, многие компании с отточенными бизнес-процессами сегодня стагнируют. Залог успеха руководителя — это сильная команда за его спиной: экономисты, кадровики, бухгалтеры и т. д. Нам рассказывают, что топ-менеджер должен читать бухгалтерский баланс. Но если цель бизнеса — извлечение прибыли, то руководителю достаточно знать размер этой прибыли и ее динамику. Главная задача руководителя — подобрать команду, способную решать возникающие перед компанией задачи, — это прописная истина, которую знают все, но почему-то мало кто ею пользуется.

Оговорюсь, я вовсе не склонен хоронить МВА. Как дополнение к базовому образованию оно имеет право на сущест¬вование. Не надо только возводить его в ранг универсального средства от всех бед фирмы. Большинству людей время от времени необходим толчок, чтобы взглянуть на себя со стороны и выйти на новый уровень. Эту функцию МВА может выполнять отлично. Но я предпочитаю замечательную компьютерную стратегию «Крестоносцы». Бывают моменты, когда надо разобраться в той или иной ситуации, принять стратегическое решение. Советы помощников и умные книги не действуют. Тогда я сажусь за компьютер и трачу вечер на создание виртуального государ¬ства, в котором все зависит только от моих решений. Самое удивительное, что игра помогает: начинаешь по-другому смотреть на собственную компанию, на конкретную проблему. В итоге решение приходит и оказывается правильным.

Мнение ЗА

Павел Неверов, директор компании «Апрайт»:— Что такое МВА? Хорошее бизнес-образование, структурированное и скрученное в один «пучок», но это все-таки УЧЕБА. После МВА не каждому суждено быть успешным руководителем, так же как после высшей школы директорами заводов и преуспевающими бизнесменами нередко становятся четверочники и троечники. Однако слушателям МВА внушают мысль относительно их исключительности. Такие стереотипы позволяют продавать МВА как «суперполезную и эффективную технологию», за которую можно/нужно платить много денег.В действительности МВА — это как дорогостоящие курсы вождения автомобилей разных типов, поданные опытными пилотами «Формулы-1» или других гонок, но... Ученики нередко не смогут гонять по этим трассам, а на обычных дорогах им удастся использовать приобретенные навыки лишь частично. И только малая часть из них — те, кто действительно креативен, силен личност¬но и использует интуитивную модель развития, сдобренную хорошим системным подходом, — может создать свою гоночную трассу и применить знания, данные Шумахером.Впрочем, с моей точки зрения, российский МВА сейчас больше полезен, чем вреден для бизнес-среды, так как заполняет головы управленцев новыми технологиями и, что немаловажно, амбициями.

На Западе же МВА, скорее, заточка любого бизнесмена под типовой размер ради попытки структурировать все, что можно структурировать. Но менеджмент и бизнес — это не наука, а практика лучших решений, здесь выигрывает не тот, кто знает уже придуманные правила и ходы, а тот, кто умеет изобретать свои.

Мнение ПРОТИВ

Андрей Пятахин, директор по корпоративным продажам ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»):— Классический МВА — это хороший микс практической теории и мирового опыта. Многие задачи менеджмента, с которыми российский бизнес сталкивается только в последнее время, получили уже проверенные временем варианты решений. Это нельзя не признать — сколько бы мы ни говорили о специфике россий¬ского бизнеса.

Давайте также не будем забывать, что сегодня МВА — это единственная полноправная международная бизнес-квалификация. И немало людей используют ее с целью расширить свои карьерные возможности, получить работу в международных корпорациях.Но чтобы формула «МВА — ключ к успеху» действовала, необходим ряд условий.

1. Получать МВА только из-за красивого диплома — бессмысленная трата времени и денег. Для каждого, кто решился на МВА, это должно стать способом достижения целей.

2. Важно ответить на вопрос, смогу ли я воспользоваться этими знаниями и будет ли моя карьера зависеть от МВА как в ближайшее, так и в последующее время.

3. Необходимо выбрать правильную школу, где учат непоказному проявлению знаний. Сделать это все сложнее. Ведь, к примеру, сегодня Британская ассоциация МВА аккредитовала только треть из полутысячи европейских школ. Подозреваю, что в России ситуация еще хуже.

4. Любое бизнес-образование необходимо адаптировать к реалиям той страны, где вы работаете. Поэтому программа бизнес-школы должна включать модули по развитию компетенций, критичных для успешности сотрудников организации.

Автор: Руслан Сагидуллин, президент группы компаний «АСП»

Источник: Деловой Квартал