MBA в СНГ


Бизнес-образование на Западе

Америка считается родиной MBA. В этой статье Вы найдете информацию о структуре и специфике западного бизнес-образования.
Сердцевиной &quot-новой&quot- (американской) модели бизнес-образования, как ужеуказывалось, является подготовка профессиональных управляющих в школах бизнеса,каждая из которых, как правило, представляет из себя достаточно автономное подразделениекакого-либо университета (наряду, скажем, со школой права, школой медицины, школойархитектуры, школой экономики и т.п.). Школа подчиняется уставу университета,отчисляет средства в его централизованные фонды, но имеет значительную самостоятельность.В ее собственности (или в оперативном управлении) находятся здания и сооружения,а также имущество и денежные средства, она полностью отвечает по своим финансовымобязательствам, самостоятельно осуществляет кадровую политику и управление персоналом,не говоря уже об определении того, чему, кого и как учить.

Ведущее значение в США имеют Высшие школы бизнеса (Graduate Business Schools),которые, как правило, осуществляют все виды программ делового образования, аименно: четырехгодичные программы бакалавра- двухгодичные программы МВА (в обязательномпорядке)- одногодичные специализированные магистерские программы- трехгодичные(и более) программы Ph.D., а также программы развития руководителей. Важно то,что все эти программы рассматриваются в неразрывном организационно-методическомединстве и, образно говоря, представляют собой как бы четыре ножки стола, ачтобы устоять, стол должен иметь, как минимум, три ножки. Иногда в этой схемеприменительно к школам, больше нацеленным на практику, программы Ph.D. заменяютсяна функцию консультирования. Единство программ состоит в том, что на старшихкурсах программ бакалавриата некоторые курсы могут быть учтены как вводные обязательныекурсы первого года программ МВА (но они не должны составлять свыше 30% в программеМВА), а аспиранты, поступающие на программу Ph.D., обязаны прослушать значительнуючасть базовых курсов программы МВА, в число же спецсеминаров МВА по выбору могутвключаться предметы, которые разработаны специально для подготовки руководителей.

Именно объединение всех типов образовательных программ по бизнесу и менеджментув одном учебном заведении — &quot-школе бизнеса&quot- при центральном местепрограмм типа МВА и составляет изюминку &quot-нового&quot- американского подхода,где бы он ни реализовался.

&quot-Смешанная&quot- модель бизнес-образования

Особенностью модели бизнес-образования, которую в современных условиях применяютв той или иной степени практически все европейские страны, является сосуществование&quot-традиционной&quot- (германской), или континентальной европейской модели,с одной стороны, и &quot-новой&quot- (американской) модели — с другой. По сутидела, речь идет о том, в какой степени система бизнес-образования той или инойстраны является американизированным, а именно — предлагает ли она программыМВА в школах бизнеса.

Осознание важности подготовки профессиональных менеджеров произошло в Европев послевоенный период, когда в рамках Плана Маршалла в 1940-е—1950-е гг. европейскиеспециалисты и профессура получили возможность поехать в Америку для изученияметодов повышения производительности (т.е. эффективности производства), а такжеамериканских подходов к менеджменту. Одновременно они знакомились с тем, какпоставлено в США образование в области бизнеса и менеджмента.

Автор: Леонид Иванович Евенко, доктор экономических наук, профессор, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Элитариум — Центр дистанционного образования www.elitarium.ru.