Второе дыхание MBA

Руководители и преподаватели бизнес-школ наконец-то могут вздохнуть с облегчением. В течение четырех последних лет ситуацию в области бизнес-образования характеризовалиневерие, отрицание и отчаяние. Многие компании перестали искать сотрудников среди выпускников с дипломами МВА, ряды абитуриентов здорово поредели.

Второе дыхание MBA

Cегодня во многих школах уверены, что на рынке бизнес-образования наступила стабилизация. Компании и студенты вновь заинтересовались дипломами МВА.

Зарплаты начали расти

Поводом для разрядки стала положительная динамика двух основных показателей,характеризующих ситуацию в области бизнес-образования: числа компаний, желающихпривлечь на работу людей, получивших степень мастера делового администрирования,и числа абитуриентов, желающих учиться по программам МВА. Первый показательучитывает размер зарплаты, предлагавшийся выпускникам в 2005 г., и число рекрутеров— представителей компаний, посетивших бизнес-школы США. По словам Жаклин Уилбур,директора департамента по трудоустройству студентов Massachusetts Instituteof Technology (10-е место в рэнкинге FT 2006 г.), в банковском секторе размерпредлагаемой базовой зарплаты вырос на $10 тыс., составив $95 тыс. Это былопервое повышение базовой зарплаты с 1996 г., говорит Уилбур. Крупные консалтинговыефирмы повысили базовые зарплаты на $5000. Наймом сотрудников снова занялисьтехнологические компании. При этом они чаще стали платить зарплаты, а не выдаватьсотрудникам опционы на акции. ''Размер средней базовой зарплаты [для выпускниковMIT] вплотную подбирается к $100 тыс.'', — говорит Уилбур.

Аналогичная ситуация наблюдается в Columbia Business School в Нью-Йорке (4-еместо). По словам декана Гленна Хаббарда, в прошлом году выросло число выпускников,которые получили три и более предложений о работе. ''Подбор [новых] сотрудниковв школах сейчас идет даже более активно, чем в конце 1990-х гг.'', — говоритон.

Учитывая близость Columbia Business School к Уолл-стрит, нет ничего удивительногов том, что большинство предложений поступает из банковского и финансового сектора.По словам Хаббарда, руководителей инвестбанков сегодня беспокоит то, что придетсявести жесткую борьбу с конкурентами за талантливых выпускников МВА.

Компании вспомнили про МВА

Отдельные примеры подтверждаются данными о занятости, собранными Financial Timesдля своего глобального рэнкинга МВА-программ 2006 г. Так, в 2002 г. 12% выпускников10 ведущих бизнес-школ США не получили предложения о работе в течение трех месяцевпосле окончания школы. Последние же данные говорят о том, что сегодня такихвыпускников стало всего 8%. В школах, расположившихся на более низких местахсписка FT, динамика еще ярче. В бизнес-школе Johnson при Cornell University(36-е место) 74% выпускников 2002 г. получали предложение о работе в течениетрех месяцев после выпуска, а в Anderson School of Management при UCLA (19-еместо) этот показатель составлял 73%. В 2005 г. он был равен 88% и 94% соответственно.

Впрочем, второй основной показатель (число абитуриентов, желающих обучатьсяпо программе МВА) пока не демонстрирует столь же положительной динамики. Числопоступивших в 2005 г. оставалось весьма низким по всему миру, в некоторых школахколичество абитуриентов сократилось на 30%. В Великобритании, например, сократилосьчисло как подавших заявки, так и поступивших во всех школах, кроме Said BusinessSchool при Oxford University (20-е место). Однако ситуация с наполнением классовосенью 2006 г. внушает оптимизм — об этом свидетельствует рост поступающих заявокот новых абитуриентов, говорит Бет Флай, помощник декана Kellogg School of Managementпри Northwestern University. ''Мы полагаем, что [в США] число новых студентовбудет устойчиво расти до 2010 г.'', — говорит Флай.

Для оптимизма есть основания. По расчетам Бюро переписи населения США, численностьжителей Земли в возрасте от 25 до 29 лет (основная возрастная группа поступающихна курсы МВА) резко вырастет с 510 млн человек в 2005 г. до 600 млн в 2015 г.В Северной Америке население этого возраста увеличится, по прогнозам, с 22 млндо 24,5 млн. В Европе в целом это число сократится. А наибольший рост числапотенциальных студентов МВА будет наблюдаться в Азии — с 290 млн до 350 млнчеловек. Все это означает, что рост количества потенциальных абитуриентов МВАгеографически будет сосредоточен в зонах, которые сегодня располагают небольшимчислом МВА-программ, отмечает Деджо Хорват, декан Schulich School of Businessпри York University в Торонто. То есть, по его мнению, бизнес-школам придетсяприменять более интернациональный подход и они станут походить на глобальныекорпорации. Например, Smith School of Business при University of Maryland (38-еместо) первые свои зарубежные курсы открыла в Китае в 2001 г., а сейчас у неепрограммы на четырех континентах: в Вашингтоне, Цюрихе, Пекине, Шанхае и Тунисе.

Пытаются смотреть на мир глобально не только сами школы, но и студенты. Хотяподавляющее большинство американцев, желающих поучиться на программе МВА (98%),по-прежнему подают заявки на вступление в бизнес-школы США, все больше людейначинают изучать возможность обучения в школах Западной Европы. Об этом свидетельствуютданные Graduate Management Admissions Council — организации, контролирующейтесты GMAT, которые сдают желающие поступить на программу МВА. По ее данным,в 2000 г. 2305 американских граждан послали свои тестовые задания в западноевропейскиебизнес-школы, тогда как в 2005 г. — уже 3701. Чаще всего американские студентывыбирают школы с громкими именами, такие как London Business School и INSEAD(5-е и 8-е места соответственно). Однако в этом году французская HEC Paris (22-еместо) сообщила, что самая большая группа студентов у нее — это студенты изСША. ''По этой программе обучается больше американцев, чем французов'', — говоритВалери Готье, заместитель декана по программе МВА в HEC. Американским студентамначинает нравиться мультикультурная европейская система, однако Фрэнк Браун,который этим летом займет пост декана INSEAD, считает: многое еще предстоитсделать, чтобы убедить американские компании искать себе сотрудников среди выпускниковевропейских школ.

Будущее — за годовой программой МВА?

Новый декан INSEAD считает, что больше всего американским студентам будет импонироватьмодель годовой программы МВА. В Северной и Южной Америке некоторые бизнес-школыуже сократили свои программы до 12 месяцев. ''Студенты хотят сосредоточитьсяна изучении МВА, пройти программу и завершить ее'', — говорит Кэрол Стивенсон,декан Ivey School of Business при University of Western Ontario: слишком высокишансы не найти работу после двухлетнего отсутствия на рабочем месте.

Ведущая аргентинская бизнес-школа IAE сократила программу с полутора лет догода- в результате увеличилось число студентов, включая иностранцев. Одна изпричин возросшей популярности однолетних программ — в изменившемся отношениик ним рекрутеров, говорит декан IAE Фернандо Фрагуэйро. ''МВА теперь рассматриваетсякак первый шаг [в карьере менеджера], а компании предоставляют выпускникам дальнейшиевозможности для развития своих навыков'', — говорит Фрагуэйро.


Растет число школ, перешедших на однолетнюю программу, и в США. Роберт Салливан,декан Rady School of Management при University of California, San Diego, намеренсделать свою школу одной из них. Он полагает, что даже ведущие бизнес-школыСША могут последовать в итоге этому примеру.

Делла Брэдшо