MBA в СНГ


Мир MBA

Степень МВА считается пиком бизнес-образования. Это самая престижная и популярная магистерская степень в области управления бизнесом. Получить ее стремятся миллионы менеджеров, мечтающих о достойной карьере.

Мир MBA

Около 1,5 тыс. высших учебных заведений всех континентов предлагает более 3 тыс.различных программ, выпускникам которых присваивается эта степень, полностью именуемая&quot-Магистр делового администирирования&quot- (Master of Business Administration).


Следует отметить, что название может ввести в заблуждение несведущих людей.Степень МВА ценна и важна не только для тех, кто занимается &quot-бизнесом&quot-в узком смысле слова, но и для юристов, политиков, работников сферы образования,культуры и пр. Потому что готовят по этим программам прежде всего (извинитеза словцо из лексикона газеты &quot-Правда&quot-) управленцев. Широкого илиузкого профиля - это уже зависит от конкретной программы. Выпускник МВА общегопрофиля - это &quot-мастер на все руки&quot-, который может, по идее, управлятьчем угодно - от государства (как нынешний американский президент) до районногоклуба. Специализированные программы, напротив, сосредоточены на конкретной сфередеятельности, что находит отражение в учебных курсах.

Рождение MBA

Сегодня, когда бизнес-образование широко шагает по всей планете и получениестепени МВА считается чем-то самим собой разумеющимся, трудно себе представить,что какие-то сто лет назад сама идея обучения бизнесу в университетах считаласьнедостойной и чуть ли не аморальной.

В 1902 году Вудро Вильсон, будущий президент США, а в то время президент Гарвардскогоуниверситета, был поистине шокирован, когда кто-то из профессоров предложилрасширить учебную программу за счет бизнес-дисциплин. &quot-Неужели мы допустим,чтобы в университетах обучали коммерции!&quot- - недоверчиво ахнул он.

Между тем к тому времени первые магистры бизнеса уже получили свои дипломы.Их было мало - всего семеро. И называлась эта степень тогда Master of CommercialScience.

Преподавать столь &quot-низкие материи&quot- решились в Дартмут-колледже, расположенномв небольшом американском городке с европейским названием Ганновер. Именно здесьв 1900 году была создана первая в мире бизнес-школа, которую открыл по просьбепрезидента колледжа Уильяма Такера (не путать с о'генриевским плутом Энди Такером,который тоже &quot-основывал университет&quot-!) выпускник Дартмут-колледжаЭдвард Тук, международный финансист и филантроп. Эдвард назвал школу в честьсвоего отца, Эймоса Тука, также старого дартмутианца, конгрессмена и основателяРеспубликанской партии. Так возникла Tuck School of Business - на сегодняшнийдень один из лидеров мирового бизнес-образования.

&quot-Семеро смелых&quot-, решившихся получать степень магистра в сомнительномучебном заведении, были бакалаврами Дартмут-колледжа. Обучение стоило $100 вгод. Забавно, что занятия поначалу проходили в здании инфекционной больницыколледжа, носившей в народе имя Pest House - &quot-Чумной дом&quot-- лишь навторой год для школы было построено новое здание.

В программу первого года обучения входили новая история, экономика, политология,социология, иностранные языки и культура устной и письменной речи. Эти предметывели преподаватели колледжа. А вот второкурсников обучали уже люди со стороны- торговец-экспортер, адвокат, президент страховой компании, бухгалтер... Ипредметы пошли уже специальные: финансы, страхование, право, городское управление,демография.

Развизвитие MBA

Несмотря на неприятие со стороны академических снобов, Tuck School of Businessбыстро приобрела популярность у студентов и магистерские бизнес-программы сталивводиться и в других университетах. Правда, чему обучать, было не вполне понятно.Географии? Экономике? Иностранным языкам? В программы включали предметы из другихкурсов, технические дисциплины, бизнес-испанский (поскольку именно испанскийтогда считался универсальным языком бизнеса), загадочный предмет под названием&quot-консульская наука&quot-, посвященный в основном тонкостью экспорта американскихтоваров через посольства. А тем, кто не знал, какой курс выбрать, предлагалосьнечто туманное, вроде &quot-высшая бухгалтерия и организация бизнеса&quot-.Почти сорок лет бизнес-школы лавировали между теорией и практикой, традиционнымии специальными предметами, медленно, но верно превращаясь в то, чем являютсясегодня.

К 1922 году в США возникло уже 147 бизнес-школ с магистерскими программами,за которыми к 1915 году закрепилось название МВА. До этого они назывались Masterof Commercial Science.

В 1919 году в США было 110 выпускников МВА, в 1949 - 4335. А к 1965 их числоперевалило за 10 тыс. К тому времени все учебные заведения осознали, что такаяпрограмма - настоящее &quot-золотое дно&quot-, и стали вводить ее повсеместно,даже не обладая для этого необходимой базой. Доходило до курьезов: как сообщаетисторик бизнес-образования, профессор Университета Ратгерса К. Дэниел, УниверситетАдельфи как-то организовал курс &quot-МВА на колесах&quot-, который преподавалсяв пригородных поездах на пути в Нью-Йорк...

Тогда-то и возникло понятие junk MBA - &quot-мусорная МВА&quot-, которая некотируется не только в мире, но и в городе, где она пройдена, и учиться по которойне стоит, даже если тебе за это приплатят. Надо сказать, что таких негодныхпрограмм в мире и сегодня хоть отбавляй, поэтому при выборе школы нужно бытьнастороже.

В 60-х годах прошлого века программы МВА начали вводить и в Европе - в Испании(школы ESADE и IESE), Франции (INSEAD), Англии (Лондонская и Манчестерская бизнес-школы).Поначалу программы кроились по американскому образцу, то есть были двухгодичнымии отличались академичностью - включали множество теоретических предметов. Позжебольшинство европейских школ (за исключением, пожалуй, испанских) перешло нагодичную программу, носящую ярко выраженную практическую направленность.

MBA в Европе или Америке?

Но есть ли принципиальная разница между американскими и европейскими программамиМВА? При том что цели их во многом идентичны, а содержание включает фактическиодни и те же дисциплины?

Да, как выясняется, есть. Иначе не было бы в европейских бизнес-школах такогоколичества слушателей-американцев, которым, казалось бы, и проще, и дешевлеполучить желанную степень на родине.

Американские программы как были, так и остались несколько перегруженными теорией.Конечно, менеджеру высшего звена не вредно прочитать побольше толстых умныхкнижек, но слушатель программы МВА - это, по определению, человек с высшим образованиеми опытом работы. И может быть, все это он уже читал. И времени на учебу у негоне так много. Поэтому не удивительно, если двухгодичной американской он предпочтетболее короткую (1-1,5 года) европейскую. В общем и целом, американские программыосновательнее, а европейские гибче: здесь больше междисциплинарных курсов, разнообразнееи оригинальнее методы обучения - нельзя сказать, чтобы в какой-либо из престижныхшкол преобладал один способ подачи информации (лекции, семинары, case studyи т.п.).

Но это отличия скорее внешние. Главное все-таки - разница в европейском и американскомменталитете, которая не может не сказаться на образовании в целом и на бизнес-обучениив частности. По мнению Джоша Кобба, менеджера по развитию бизнеса во французскойбизнес-школе HEC, для американцев &quot-интернационализация&quot- означает впервую очередь интеграцию, то есть экономические отношения США с другими странами.В Европе же придают большое значение межкультурным различиям. Таким образомпрограммы МВА в Европе и в США основаны на разной идеологии.

А вот как объясняет свое поступление во французскую бизнес-школу INSEAD уроженецВашингтона Эндрю Хауэлл: &quot-Меня всегда интересовала Европа, и учеба в INSEADбыла возможностью начать делать карьеру за рубежом. Транснациональные корпорациипонимают, что они должны принимать на работу сотрудников из разных стран. Ивнимание, которое школа INSEAD уделяет международному аспекту в образовании,имеет большое значение для таких компаний&quot-.

И еще один существенный момент. Даже в американских бизнес-школах, которыесчитаются международными (то есть где классы преимущественно многонациональные),студенты-иностранцы составляют максимум 30-40%. В Tuck процент иностранных студентовравен 33, и даже в самой интернациональной школе Kellogg студенты-иностранцыедва ли составят 50%. Для сравнения: в лондонской LBS или французской HEC студентыиз других стран составляют соответственно 80% и 70% . Это касается и программМВА.

Это естественно: американские школы готовят кадры для работы в США или американскихкомпаниях за рубежом. Европейские - для службы в международных корпорациях всегомира. Так что трудно сказать, какие программы лучше. Все зависит от того, гдевы собираетесь впоследствии работать.

MBA в Австралии

Есть, правда, еще один вариант выбора. Сегодня степень МВА можно получить,например, в Австралии, где по таким программам учится более 10 тыс. слушателей.Из них порядка 80% - иностранцы. Можно сказать, что бизнес-школы Австралии специальноориентированы на &quot-интернационал&quot-, что соответствует открытой иммиграционнойполитике этой страны. Конечно, как и везде, не все программы, преподаваемыена Южном континенте, отвечают высокому мировому стандарту. Например, если выоблюбуете какую-либо австралийскую школу, где для поступления на МВА не нужносдавать GMAT, лучше расстаньтесь с мыслью поступать туда - это как раз та самая&quot-мусорная МВА&quot- и есть. Тем более что в престижных австралийских бизнес-школах,таких как Мельбурнская, требования к результатам этого экзамена чуть ли не строже,чем в Европе.

Продолжительностью австралийские программы похожи на европейские - год-полтора.Редко где преподается &quot-классическая&quot- двухгодичная МВА. Кроме того,здесь популярны программы со специализацией - в отличие от Европы, где считается,что МВА - это программа широкого профиля и специализированные магистерские программыпопросту не должны носить этого названия.

В принципе, австралийские МВА ориентированы на широкий спектр применений вовсем мире. Поэтому целый ряд здешних бизнес-школ сотрудничает с ведущими европейскимии американскими, что не только обеспечивает близость программ, но и дает дополнительныевозможности для практики и трудоустройства в разных странах.

Согласно исследованиям MBA Career Guide, обнадеживает потенциал Азии, где запоследнее десятилетие бизнес-образование сделало колоссальный рывок вперед.Это объясняется, с одной стороны, тем, что все больше жителей Азиатско-Тихоокеанскогорегиона стремится получить степень МВА для работы как в местных, так и в зарубежныхкомпаниях. С другой стороны, и в западных международных корпорациях появилисьновые требования к менеджменту применительно к особенностям данного региона.Дело в том, что среди собственного персонала руководителям не всегда удаетсянайти профессионалов со знанием особенностей местного рынка, жизни и культурыв целом. Поэтому и растет спрос на сотрудников, имеющих прекрасное бизнес-образованиеи одновременно разбирающихся в тонкостях ведения бизнеса именно в Азии. Кстати,россиянам следует помнить, что от Москвы-то, конечно, ближе до Парижа и Лондона,а вот Владивосток и Сахалин - это уже почти Китай и Япония...

&quot-Наш&quot- MBA

Первая особенность наших программ МВА заключается в официальном названии степени,которую получают ее выпускники. Понятно, что нелепый &quot-мастер (деловогоадминистрирования)&quot- - это просто калька с английского Master. И в то жевремя подозреваешь, что есть в этом какой-то скрытый смысл... Ведь преподаваниев российских бизнес-школах ориентировано на подготовку менеджеров для российскогоже бизнеса, и признается диплом пока только у нас. Что поделать - этот вид образованияне просто молод, а поистине &quot- в пеленках&quot-. И преподавательский состав,как правило, не имеет опыта ведения бизнеса, хотя нередко имеет прекрасное знаниепредмета и умение донести его до аудитории. Однако в России можно получить идиплом МВА западного образца - если бизнес-школа или вуз аккредитованы или сотрудничаютс западными. Правда, преподавание в таких школах ведется, хотя бы отчасти, наанглийском. Вообще, сотрудничество с западными преподавателями, серьезная теоретическаябаза, наличие преподавателей с ученой степенью и опытом работы в бизнесе, собственныеучебники - это показатели высокого качества российской бизнес-школы, и будемнадеяться, что качество это продолжит расти повсеместно. Об этом говорит и то,что программы становятся все более гибкими и индивидуально ориентированными,появляется больше курсов по выбору, специализаций, практических занятий. И какбы ни кривились при слове &quot-МВА&quot- сторонники солидного академическогообразования, мир менеджмента, в том числе российского, уже трудно себе представитьбез ее выпускников.
Европейский стандарт МВА

Диплом МВА - это первый широко признанный международный диплом по бизнесу.Однако единой концепции бизнес-образования до сих пор не существует. Некоторыетребования к МВА сформулированы EQUAL (European Quality Link) - Европейскойорганизацией по повышению качества бизнес-образования, в которую входят ассоциациипо бизнес-образованию ряда европейских стран, в том числе российская РАБО:
МВА - это диплом магистерского уровня, и он должен соответствовать минимальномунабору интеллектуальных и академических стандартов, установленных для такогорода дипломов. Как правило, при поступлении на программу МВА требуется наличие(первого) диплома о высшем образовании или его эквивалента.


МВА - это диплом для лиц, имеющих профессиональный опыт- диплом МВА рассматриваетсякак ускоритель развития карьеры или средство для карьерного продвижения послеминимум 2 или 3 лет профессиональной деятельности.


МВА - это диплом по общему деловому администрированию. В соответствии с предыдущимпринципом, это программа широкого профиля. Следовательно, специализированныемагистерские программы не должны называться МВА.


Очень важно, чтобы программы МВА можно было четко идентифицировать по их содержанию.Учебный план программ МВА охватывает все основные функциональные области менеджмента,а именно: бухучет, финансы, маркетинг и продажи, операционный менеджмент, управлениеинформационными системами, право, управление персоналом. Предполагается также,что студентам читают основы экономической науки и количественного анализа. Какправило, учебный план является комплексным и включает курсы по политике и стратегиибизнеса. Завершающая часть программы должна содержать комплекс учебных курсовпо выбору и может предоставлять слушателям возможность выбора специализации.


Минимальная продолжительность программы МВА - один год при очном обучении илиэквивалентный срок при вечернем или модульном обучении.


Программа МВА должна требовать значительных интеллектуальных усилий, личногоэнтузиазма, готовности учиться.


Прием на программу МВА должен основываться на жестком отборе, чтобы получениедиплома было гарантировано только квалифицированными слушателями.


Уровень знаний участников программ МВА должен подвергаться строгому контролюпосредством системы экзаменов и подготовки выпускных работ, чтобы обеспечитьдостижение целей обучения, предусмотренных стандартом магистерского диплома.

Марат Скоробогатов, Алина Нищенко
http://www.aboutstudy.ru