MBA в СНГ


Экспертная оценка школ MBA

В России существует уже множество бизнес-школ. Но довольно много из них предоставляют некачественные образовательные услуги, являющиеся лишь пародией на бизнес-образование.Одно лицензирование уже не может остановить поток некачественных программ МВА, нужна независимая экспертиза.

Надо заметить, что вопрос рейтингования вузов возникает в общественных дискуссияхс завидным постоянством. Причем если в государственных вузах рейтинг все женеобходим (а как иначе министерству оптимально использовать бюджетные вливанияв вузы), то зачем он вроде бы вузам негосударственным, да еще самоокупаемым,занятым взращиванием отечественной бизнес-элиты? Здесь каждый вуз наперечети все о всех осведомлены.

&quot-Ситуация на рынке бизнес-образования характеризуется сегодня усилениемконкуренции между бизнес-школами. Следовательно, очень важной становится рольнезависимой экспертной оценки, роль рейтинга школ, – возражает нам декан факультетапереподготовки и повышения квалификации ВАВТ Ольга Андреева. – И рейтинг необходимпрежде всего как заслон недоброкачественным МВА-программам...&quot- Дело в том,что одно лицензирование сегодня уже просто не в силах остановить поток псевдопрограммМВА, наводнивших рынок бизнес-образования.

&quot-Когда мы говорим об экспертной оценке, то факт остается фактом – сегодняв России нет той формы аттестации, которая бы проверяла качество программ МВА-образования,– уверен ректор &quot-Синергии&quot- Михаил Иоффе. – Потому что это не могутгарантировать количество профессоров или материально-техническая оснащенностьвуза... Лицензирование тоже всего лишь проверяет готовность вуза давать определенныйвид образования. Впрочем, и в этом есть определенная доля фикции. Крупные государственныевузы аккредитуют у себя до 50 программ. Никакому отделу министерства не по силампроверить готовность каждого вуза страны по всем специальностям. Поэтому внеплановыепроверки и находят огромное количество нарушений, связанных с лицензированием&quot-.

Итак, если рейтинги необходимы, то какими могут быть их критерии? &quot-Еслиметоды останутся такими, какие в последнее время используют отечественные СМИ,– считает Ольга Андреева, – то картина может оказаться необъективной. И на самомделе, как можно доверять рейтингу, в котором одним из важных критериев считается,например, форма обучения? При этом достижением считается заочное и дистанционноеобучение для топ-менеджеров. Тогда как Министерством образования и науки прописанадля МВА-программы (как вершины карьеры менеджера) дневная и вечерняя формы обученияв течение как минимум полутора лет&quot-.

&quot-Если говорить о критериях, – добавляет Андреева, – то в первую очередьздесь необходимо обратить внимание на качество подготовки слушателей с позицииработодателя. Важен при работе над рейтингами и учет таких факторов, как разнообразиеспециализаций, удельный вес активных форм обучения, обеспечение слушателей качественнойучебно-методической литературой, наличие дополнительных технических средствобучения и, наверное, цена. Но при серьезном подходе к рейтингам важно для началапонять: а кто может войти в состав экспертной комиссии? Ясно, что нужны люди,которые могут объективно выстроить рейтинг. По нашему убеждению, в состав экспертнойкомиссии могут войти представители работодателей, профессиональных сообществ,например, торговых палат. Это могут быть и журналисты, и, разумеется, представителисамого министерства, занимающиеся вопросами качества образования.

РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования) при всем уважении к ее деятельностине может оценивать сама себя, ведь прежде всего РАБО – это сами ректоры бизнес-школРоссии. Участие иностранных коллег тоже возможно, но… Сейчас в моде аккредитацияв международных организациях. Для дополнительного контроля – это важный фактор,но едва ли он может стать определяющим для рейтинга на российском рынке бизнес-образования.Попутно замечу, что и реализация совместных программ не всегда и вполне себяоправдывает. Иногда в итоге получается какой-то странный совместный продуктс узкой региональной направленностью. Хорошо, когда есть выбор среди американских,немецких, русских и других программ МВА.

ВАВТ, имеющая огромный опыт работы с иностранными коллегами и реализующая многиемеждународные программы, предпочитает приглашать не просто иностранных преподавателей,а преподавателей-практиков. Это позволяет значительно пополнить багаж активныхформ обучения с использованием международного опыта...&quot-

&quot-В состав экспертных комиссий обязательно должны войти работодатели, аминистерству и РАБО отводятся в таком экспертном совете своего рода присутственныеместа, – согласен с Андреевой Михаил Иоффе. – Сегодня большое значение приобретаютассоциации выпускников. Еще несколько лет назад &quot-Синергия&quot- создалатакую ассоциацию у себя. Инициатива шла снизу, что и примечательно...&quot-

&quot-Когда мы говорим об оценке качества образования со стороны бизнес-сообщества,то стоит обратить внимание здесь на один существенный момент, – разворачиваеттезис об оценке качества образовательной деятельности школ бизнеса ректор ИнститутаЛИНК Сергей Щенников. – Многие из тех, кто по определению считает себя &quot-бизнес-школами&quot-,реально (по содержанию и по целям) – не что иное, как продолжение высшего образованиясо всеми вытекающими отсюда последствиями. Связана такая ситуация со многимипричинами. В том числе вообще с состоянием бизнеса и с самими предпринимателями.Те руководители, которые могли бы поставить такие задачи, увы, еще сами нуждаютсяв повышении своего образовательного уровня. Задачу своей школы мы как раз ивидим в том, чтобы помочь нашим работодателям выстроить свои образовательныестратегии.

Главный вопрос, который сегодня стоит перед образовательным сообществом: ктоможет оценить качество образования и задать образец? По существу, стандартыобразования не коррелируют с теми требованиями, которые выдвигает сегодня кобразованию бизнес.

Часто звучат предложения о создании в России некой организации, подобной АМВА(Международная ассоциация MBA, &quot-Association of MBAs&quot-). Дескать, давайтесоздадим нечто такое же у себя. Идея замечательная, но… однажды я задал в одномприличном обществе вопрос: &quot-А скажите, пожалуйста, кто из вас имеет опытпреподавания за рубежом и диплом международного образца?&quot- Вопрос повисв воздухе...&quot-

Вот такой спектр мнений. Впрочем, все эксперты едины в одном: сами себя онивсе же оценивать не могут.

Ольга Герасимова, - &quot-Независимая газета&quot-