MBA в СНГ


Бизнес-образование в Украине

Бизнес-образование в Украине развивается - и это факт. Но с какими трудностями при этом сталкивается?Бизнес-образования в Украине не отстаёт от развивающихся рыночных отношений и серьезно опережает вузовское образование.

Бизнес-образование в Украине - миф или реальность? На сегодняшний день, страна,учебные заведения, предприятия, финансовые группы ставят перед собой такие важныепроблемы и вопросы:

    • удовлетворение потребностей потребителей: студентов и бизнес – сообщества

 

    • развитие эффективного управления высшими учебными заведениями

 

  • развитие и предоставление качественного образования и учебных программ высшими
  • учебными заведениями и бизнес-школами.

Современное состояние украинского образования целиком отвечает этапу экономическогои социального развития, на котором находится украинское общество в целом. Онесть не худшим, но и не лучшим. Как и в каждой области деятельности, в образованииесть примеры исключительной профессиональности и высокого качества деятельностиотдельных специалистов и организаций. В сравнении с бизнесом, образование вбольшинстве случаев остается значительно консервативно. Но постепенно исчезаеттакой поход к обучению в ВУЗе, в основе которого лежало только получение дипломао высшем образованиии, как единственное подтверждение образовательного уровня.Сейчас студенты требуют получения качественных знаний и учений для их дальнейшегопрактического использования в бизнесе.

Бизнес-образование является самым динамичным сегментом рынка. Стремительномуразвитию этой области услуг способствовали рыночные отношения, острая потребностьв эффективном управлении, вынужденный переход научных и инженерных кадров вбизнес. Годовой оборот рынка бизнес-образования в мире составляет около 100– 200 млрд. долларов. Емкость украинского рынка оценить довольно трудно из-забольшого количества мелких игроков и отсутствия качественной статистики. Ведущиеоператоры отмечают увеличение собственных прибылей и постоянное появление новыхконкурентов.

Общепризнанно, что на украинском рынке бизнес-образования главным потребителемявляется студент. Но мы должны принять реалистичную модель сегодняшнего образования,в которой студент – это продукция, а работодатель – это потребитель. Как толькомы встаём на эти позиции, сразу же возникают дополнительные сложности, так называемые«болевые точки».

Первая «болевая» точка бизнес-образования — качество собственников и работодателей.

Вторая — наличие недобросовестных конкурентов.

Третья «болевая» точка — конфликт между системами управления универститетоми бизнес-школой.

Четвёртая — отсутствие системного похода к обеспечению качества.

За последнее десятилетие украинское бизнес-образование продемонстрировало активность,динамичность и способности, связанные с ассимиляцией зарубежного опыта. Существеннымпреимуществом стало отсутствие негативних установок по отношению к каким-либоуправленческим научным школам. В хорошем смысле всеядность позволила аккумулироватьопыт обучения менеджеров и американских, и европейских бизнес-школ. В то жевремя у некоторых украинских бизнес-школ прослеживаются чрезмерные амбиции,проявляющиеся в настойчивом отстаивании собственных воззрений и концептуальныхподходов. Рассуждая об украинском бизнес-образовании в терминах периодизациижизненных циклов, можно смело утверждать, что младенчество и детство оно ужепреодолело. На очереди – подростковый период. С периодом детства связаны краткосрочныесеминары и тренинги, способствующие решению актуальних проблем менеджеров помере их возникновения, желание украинских слушателей познать „всё здесь и сейчас”,открытие первых долгосрочных программ с помощью зарубежных коллег, не всегдакачественные переводы зарубежных учебников. В детстве происходило и происходитформирование бизнес-школ и потребностей клиентов-менеджеров в качественном ипрестижном обучении, анализировался и обобщался опыт программ МВА. Для подростковогопериода будет характерно появление новых методических подходов, учебной литературыи преподавателей, которые способны не ограничиваться западным опытом, учитыватьособенности украинского рынка, собственную консультационную практику. Важнейшимшагом по минимизации болезненности этого периода стало создание в июле 2002года Украинской ассоциации по развитию менеджмента и бизнес-образования (УАРМБО),которая объединила 52 учебных заведения и постоянно работает над интеграциейусилий образовательных учреждений и бизнеса для внедрения в Украине современныхэффективных учебных и управленческих технологий в области менеджмента и бизнес-образования.

Услуги в области менеджмент – и бизнес - образования предоставляются на современномэтапе высшими учебными заведениями, бизнес – школами и отдельными тренинговымикомпаниями.

Бизнес-школы при формировании комплекса услуг ориентируются на конечного потребителя,однако часто ожидания клиентов не оправдываются в связи с недоработанными программами,некомпетентностью тренеров, либо неадекватным соотношением цена/эффективность.Преимущество высших учебных заведений заключается в наличии научно – исследовательскойтрадиции. В то же время постепенно формируется костяк педагогических кадровнового поколения, людей, ориентированных на ценности рыночной экономики, в некоторыхВУЗах наблюдается направленное формирование корпуса преподавателей – профессионалов,использующих инновационные технологии подготовки управленческих кадров. Из–зафинансовых трудностей не всегда удается оснастить учебный процесс техническимисредствами, литературой.

Достоверная эффективность образовательных инноваций является удерживающим факторомдля бизнес - школы от экспериментов в области менеджмента. Непривычные по смыслуметоды обучения и программы дороже разрабатывать и тяжелее продавать на рынке.Намного дешевле и проще эксплуатировать обычные традиционные схемы образованиявопреки их неэффективности с точки зрения бизнеса. К таким схемам привыкли потенциальныепотребители. Риск ошибиться усиливается еще и тем, что решения о новациях бизнес- школы в Украине принимают сознательно идя на нарушение требований органовгосударственной исполнительной власти (требования относительно содержания программМинистерства образования и науки Украины). Старания диктовать, что и как преподаватьв рамках программ характерно и для наибольших государственных ВУЗов, для которыхМинистерство образования и науки выступает удобным инструментом монополизациирынка.

Ежегодно в мире на программе МВА (Master of Business Administration) обучаетсяне менее 200 000 студентов и эта цифра постоянно возрастает. В настоящее времяпрограммы МВА предоставляют в Украине 5 бизнес - школ и в ближайшие пять летесть шансы к появлению еще десятка различных вариантов этой популярной программы.С учетом ее специфических требований не исключено, что именно она, при всейсвоей непохожести на традиционные магистерские программы, создаст условия длясближения украинского образования с требованиями Болонской декларации (речьидет о развитии и распространении общеевропейской системы кредитов, как основыоценки и планирования учебной нагрузки студентов – формирование условий длявозможности эффективных обменов студентами, продолжения обучения в различныхшколах бизнеса, интенсивного обмена преподавателями, построения индивидуальнойсистемы пожизненного обучения). Семь лет назад (25 мая 1998 года), в Париже,по результатам конференции “Зона европейского высшего образования”, проводившейсяпо случаю 800-летия Парижского университета, министры образования Великобритании,Германии, Италии и Франции приняли так называемую Сорбонскую декларацию, инициировавтем самым процесс, который уже через год (18-19 июня 1999 года) привел к подписаниюв Болонье (Италия) почти тридцатью европейскими министрами высшего образованиясовместной декларации о создании общеевропейской системы высшего образования(получившей название «Зоны европейского высшего образования»). В соответствиис Болонской декларацией, эта зона, функционируя на общих базовых принципах,должна обеспечить введение двухциклового обучения, расширение мобильности учащихсяи трудоустройства выпускников, введение необходимых для этого систем кредитов(накопительных зачетных часов по системе ECTS) и контроля качества образования,и в результате привести к повышению конкурентоспособности и привлекательностиевропейской системы образования. В настоящее время Болонская декларация подписана33-мя странами из 45, отнесенных к европейскому региону. Ожидается, что полностьювсе положения декларации будут внедрены к 2010г. Украина подписала декларациюв мае этого года.

Повысился интерес к получению бизнес-образования среди компаний из регионов.Все больше компаний, в основном из Донецкой, Днепропетровской, Харьковской областей,направляют работников на учебу в Киев, запад Украины выбирает между Киевом иЛьвовом. Некоторые заказывают проведение корпоративных программ на местах. Однаков целом рынок бизнес-образования в регионах находится в зародышевом состояниии отстает от столичного на 5-7 лет.

Насыщенность рынка на сегодня трудно охарактеризовать, прежде всего из-за большогоколичества компаний, предоставляющих образовательные услуги как дополнительные(в целом насчитывается около 90 компаний). Однако ведущие операторы на этомрынке отмечают увеличение собственных прибылей и постоянное появление новичков-конкурентов,что свидетельствует о росте и ненасыщенности рынка. Краткосрочное образование(тренинги, семинары) и долгосрочные программы сейчас пользуются практическиравномерным спросом среди бизнесменов.

Ценовая политика украинских бизнес-школ не может быть слишком дешёвой, так какк консультированию и обучению привлекаются подготовленные специалисты в областименеджмента, имеющие опыт практической деятельности. Затраты бизнес-школ достаточновысоки в этом случае. Возможность заплатить за обучение по програмне косвенноподтверждает наличие управленческого опыта у соискателя степени или диплома.Но программа не должна быть слишком дорогой. Слишком высокая цена в украинскихусловиях будет напоминать оплату уже выполненного исследовательского проекта.В среднем, расценки отечественных программ МВА около 10-13 тыс. дол.

Около половины бизнес-компаний пользуются услугами украинских консалтинговихфирм, примерно 40% заказывают учебные программы в украинских учебных заведениях.Такая тенденция может быть обусловлена разными факторами, среди которых адаптированностьнекоторых наиболее популярних учебных программ к местным условиям бизнеса иотносительная дешевизна программ.

30% предпринимателей, менеджеров и собственников бизнеса не посещают учебныепрограммы и тренинги. Это подтверждает наличие огромного рынка для учебных заведений,которые могут предлагать свои продукты и услуги. Руководители, которые самипосещают тренинги и учебные программы, предпочитают кратковременные программыпродолжительностью от 1 месяца по общему стратегическому менеджменту, маркетингу,управлению персоналом и продажам.

Спрос на бизнес-образование в Украине формировался по объективным причинам:вместе с развитием рынка и бизнеса росла потребность в новых знаниях. А чтобыполучить их на Западе, надо как минимум знать в соврешенстве английский язык,иметь возможность выехать за гарницу на 1,5 – 2 года и обладать необходимойдля этого суммой (около 100 тыс. дол.).

Ценность западных МВА-программ заключается в трёх вещах. Первая – это приобретениесвязей, ведь отбор осуществляется по очень жёстким критериям и квотам. Качествобизнес-образования определяется не тем, кого выпускает школа, а тем, кто в неёпоступает. Второе приобретаемое человеком с МВА преимущество – перспектива получитьхорошую работу. В западных бизнес-школах отлично налажена такая система трудоустройства,когда крупные компании вербуют «под себя» слушателей МВА на территории самойшколы. Репутация таких учебных заведений и их дипломов на рынке труда западныхстран давно стала твёрдой валютой. И третий «плюс» - уровень знаний. К примеру,в Чикагской бизнес-школе к преподаванию курса МВА привлекают нобелевских лауреатов.

Однако преимушества западного образования в определённой мере теряют вес в Украине.Связи, как правило, имеют ценность в той среде, в которой человек постоянноработает. Диплом авторитетной зарубежной бизнес-школы на отечественном рынкетруда стоит пока столько же, как и «корочка» местного аналога. По крайней мерезарплату на уровне 4-5 тыс. дол., на которую претендуют выпускники МВА на Западе,здесь начинающему специалисту врядли кто предложит. Дело в том, что во всёммире наиболее активными вербовщиками выпускников программ МВА являются венчурные,консалтинговые компании и инвестиционные банки. Эти рынки и их операторы развитыпока слабо.

Следует констатировать довольно высокий уровень наших бизнес-школ. Как уже говорилосьвыше, некоторым из них свойственна чрезмерная амбициозность, которая проявляетсяв настойчивом отстаивании собственных умозаключений и концептуальных подходов.А в качестве основного преимущества стоит назвать адекватность потребностямотечественного рынка.

Практически все МВА-программы, которые предлагают украинские бизнес-школы, разрабатывалисьсовместно с западными университетами. А на чтение отдельных курсов все школыприглашают иностранных специалистов.

Если выбор стоит между отечественным и зарубежным бизнес-образованием, украинцынередко отдают предпочтение Западу. Чаще всего студентами иностранных ВУЗовстановятся собственники крупного бизнеса, которые стремятся повысить не толькоуровень знаний, но и престиж. Западное образование интересует также специалистов,не имеющих своего дела на родине и желающих обосноваться за границей. Топ-менеджерыотечественных компаний, закончившие западные бизнес-школы, характеризуют целевуюаудиторию украинских МВА-программ следующим образом: «Это прежде всего те, комуважна учёба без отрыва от производства, кто не может выехать за рубеж по семейнымобстоятельствам, кто планирует делать карьеру в Украине, не знает и не хочетучить английский, а также не готов инвестировать в собственное образование большиесуммы». Немногие украинские топ-менеджмеры могут покинуть свой бизнес даже нагод станционарного обучения за рубежом.

Впрочем, многие украинцы, которые познали азы менеджмента на своей родине, отмечают,что гораздо важнее цены для них является психологический комфорт. Пул потенциальныхпотребителей образовательных программ украинских школ изначально представляли2 категории соискателей. Во-первых, это международные компании, формирующиештат сотрудников в местном представительстве и заинтересованные в повышенииих квалификации. Вторая группа – управленцы, которые вырастили с нуля свой иличей-то бизнес, но в какой-то момент ошутили потребность в систематизации собственныхзнаний и опыта.

Можно составить ориентировочный портрет украинского слушателя МВА. Чаще всегоэто руководитель компании, в возрасте 30 лет, способный потратить 10-20 тыс.дол. Для усовершенствования своих менеджерских навыков. Независимо от отраслевойспецифики всех из объединяет одна проблема – нехватка опыта контролированиябизнеса. На эту категорию заказчиков рассчитаны программы Executive MBA. Назападе этот продукт предлагают высшему упраленческому персоналу, причём он считаетсянаиболее сложным. Такие программы короче и интенсивнее обычных. Здесь нет азовэкономической теории, а рассматриваются вопросы стратегического уровня. Особенностьукраинской аудитории МВА ещё и в том, что зачастую это не рафинированные менеджеры,а люди реального бизнеса, нередко без экономического образования. Поэтому вбольшинстве случаев отечественные программы назвать Executive можно только посоставу аудитории, поскольку в такой курс некоторые бизнес-школы включают основымакро- и микроэкономики.

В основном украинские школы предлагают программы без отрыва от производства.Сейчас наблюдается переход от стационарных программ МВА к форматам, максимальноудобным для работающих людей. Наиболее приемлемы вечерняя и модульная формыобучения.

Впрочем, исключительно высшим управленческим звеном бизнес-школы не ограничиваютсвою аудиторию. При помощи большого арсенала различных модификаций того же МВАони стараются удовлетворить спрос на бизнес-образование и со стороны мидл-менеджмента.Пока таких студентов «поставляют» преимущественно транснациональные компании.Разработка программ корпоративного обучения «под заказ» - ещё один конёк украинскихб знес-школ. Его активно используют все операторы этого рынка.

Сейчас отечественные бизнес-школы соревнуются в первенстве по заполнению пустующейниши программ карьерного роста. Это обычная МВА (не Executive) для тех, ктозаинтересован в успешном продвижении по служебной лестнице. Слушателями такихкурсов могут быть как люди с управленческим опытом, так и студенты. Похоже,работодатели всё же осознали ценность бизнес-образования и не оставляют безвнимания соответствующую главу в резюме соискателей.

В целом же для привлечения аудитории отечественные бизнес-школы используют 3коммуникативные стратегии, а именно имидж учебного заведения, преподавательскийсостав и ценность программы. Формирование репутации – процесс долгосрочный.А приглашать известных зарубежных преподавателей, чтобы подтвердить высокийуровень обучения, наши бизнес-школы если и могут себе позволить, то нечасто– слишком дорого. Тем не менее совместные проекты становятся довольно резонанснымии коммерчески выгодными для них.

Ещё одним способом повышения конкурентноспособности бизнес-школ является работасо своими выпускниками, с алумной (алумна – сообщество выпускников, с которымиучебное зведение поддерживает тесные связи).

МВА-программы продаются в Украине уже за счёт популярности МВА в целом. Сейчасв Украине это модный и хорошо продаваемый бренд. И бизнес-школы этим пользуются,хотя порой их программы не соотвествуют идеологии МВА. Особенно это касаетсянекоторых структур на базе крупных высших учебных заведений, которые имеют статуснациональных и рычаги влияния на Министерство образования и науки Украины. Вэтой связи на протяжении последних трёх лет украинское образовательное сообществовысказывает озабоченность в связи с действиями Министерства образования и наукиУкраины по введению государственной аккредитации программ MBA. Начиная с 2002года всестороннему анализу этих процессов в Украине и в мире был посвящен рядкруглых столов, семинаров и международных конференций, организованных УАРМБО.Можно назвать такие основные выводы, которые выплывают из проведенных обсуждений:

в мировом опыте не принято осуществлять государственную аккредитацию программМВА
введение государственной аккредитации програм MBA заметно снизит качество этихпрограмм в Украине и подорвёт международную конкурентность отечественных образовательныхучреждений в этой отрасли, что в свою очередь приведёт к упадку рынка бизнес-образованияв Украине - это нанесёт заметный ущерб отечественной экономике и повлечёт негативные последствиядля репутации украинского правительства в глазах мировой научной и образовательнойобщественности.

В основу проведенных в рамках УАРМБО обсуждений и сделанных выводов положеносовместное видение участниками мероприятий современных тенденций развития наукии образования в мире и желание обеспечить Украине достойное место в этих процессах,особенно на фоне присоединения Украины к Болонскому процессу и задекларированногоукраинским правительством стремления вступить в Европейский Союз.

Кратко характеризуя эти тенденции можно утверждать, что наука и образованиепревращаются в ключевой фактор экономического развития и усиления международнойконкурентоспособности ведущих стран мира – США, Японии и стран ЕС, где по оценкамряда экспертов ежегодные затраты в этой области достигают 1,5 трлн. дол. Этизатраты приносят необходимый эффект только при условии обеспечения рыночнойи творческой свободы в отрасли. Именно рынок является основным регулятором качестваобразования и науки в США, Японии и ЕС. Нерыночные методы контроля качествав этой отрасли не работают прежде всего по причине быстрых темпов развития ираспространения новых знаний. Бизнес ищет лучших поставщиков новых заний и быстропереориентируется на новых поставщиков, если недоволен качеством полученныхуслуг. Доступ к новейшим и разнообразным знаниям стаёт критическим факторомглобальной конкурентной борьбы между мультинациональными компаниями, что в своюочередь оказывает давление на научные и образовательные заведения.

Программы MBA являются именно такой услугой образовательных заведений, качествокоторой в первую очередь оценивается бизнесом. Программы MBA направлены на профессиональныйрост менеджеров, который оценивается их способностью достигать лучших результатовв управлении компаниями. Именно поэтому работодатели прагматически оценивают,випускники каких программ в наибольшей степени отвечают их требованиям и могутпринести наибольшую пользу компаниям. Учебные заведения, которые предлагаютМВА, соревнуются между собой за признание со стороны бизнеса качества их услуг.Одним из путей такого признания является получение аккредитации уважаемых негосударственныхпрофессиональных ассоциаций, аккредитационные процедуры которых имеют высокуюрепутацию среди работодателей. При этом гарантией успешной карьеры выпускниковпрограмм МВА является не формальный диплом, а репутация соответствующего учебногозаведения в глазах бизнеса.

Попытки Министерства образования и науки Украины ввести систему государственнойаккредитации программ МВА приведут к потере украинскими бизнес-школами гибкостив предоставлении услуг своим клиентам, что в свою очередь приведёт к снижениюкачества бизнес-образования. Следствием станет переориентация украинского бизнесана услуги зарубежных бизнес-школ и университетов, которые не нуждаются в украинскойгосударственной аккредитации. Подобная неминуемая переориентация повлечёт засобой следующие негативные последствия: во-первых, соответствующие денежныепотоки будут направлены за гарницу. Во-вторых, украинские образовательные заведенияутратят важный источник финансирования развития качества своих услуг. В-третьих,лучшие украинские преподаватели программ МВА будут вынуждены искать работу зарубежом.В-четвёртых, углубится интеллектуальная пропасть между лидерами украинскогобизнеса, которые получат зарубежное бизнес-образование, и отечественными научнымии преподавательскими кругами. Общеизвестно, что конкуренция между программамиМВА является существенным преимуществом для их развития. Одним из опасных последствий,по мнению украинских экспертов, является и утечка конфедициальной коммерческойинформации за границы государства в зарубежные бизнес-школы.

Введение государственной аккредитации программ МВА получит негативную оценкув зарубежных научных и образовательных кругах. Это будет воспринято как сигналотсутствия в Украине привлекательного климата для развития науки и образования,что в свою очередь ограничит приток в страну современных технологий и инвестицийв наукоемкие отрасли. Известно, что в практически во всех странах Европы, США,странах Азии давно существуют и пользуются признанием негосударственные независимыеассоциации, которые по просьбе своих членов проводят профессиональную аккредитациюпрограмм по менеджменту и программ МВА.

Беря во внимание неминуемую дальнейшую открытость Украины для международнойконкурентности во всех сферах экономики, вступление во Всемирную торговую организациюи принятый вектор европейской интеграции, одним из стратегически важных долгосрочныхфакторов конкурентноспособности Украины стаёт собственно конкурентноспособностьеё бизнес-образования, уровень развития и качество которого должны отвечатьсуществующим международным стандартам и лучшей мировой практике. Представителисовременного украинского бизнеса все более профессионально ориентируются в этихстандартах, поэтому с каждым годом увеличивают финансирование обучения своихменеджеров на гибких программах МВА, которые уже сегодня активно предлагаютсяевропейскими бизнес-школами в Украине и за её границами.

Программы МВА ориентированы на людей уже с практическим опытом управленческойдеятельности и, как правило, с первым высшим образованием, которые при этомхотят получить дополнительное образование, соответствующее установленным международнымстандартам, мисси и конкурентным преимуществам учебного заведения. Как правило,наиболее качественные программы МВА реализуются бизнес-школами, которые являютсянезависимыми и самостоятельными (IMD, Швейцария- INSEAD, Франция- IMI, Ирландия-ISМ, Словения, Школа Леона Козминского, Польша, и другие), или созданные приизвестных университетах и имеют полную автономию в реализации своей собственноймиссии и стратегии (London Business School, Великобритания- Richard Ivey BusinessSchool, Канада- Harvard Business School, США- Wharton Business School, США идругие). В мировой практике программы МВА не относятся к традиционным магистерскимпрограммам и имеют свой особенный статус и общепринятый международный профессиональныйстандарт, который подтверждается не государством, а их добровольной аккредитациейв профессиональной ассоциации бизнес-школ и университетов. Эти ассоциации, какпрофессиональные объединения бизнеса и ведущих бизнес-школ и университетов,пытаются выступать независимым гарантом и инструментом повышения качества работызаведений бизнес-образования, предлагая им процесс общественной аккредитациипрограмм МВА. Такая аккредитация играет роль не барьера доступа к деятельности,но стандарта качества, которому бизнес-школа стремится соответствовать для подтверждениясвоего высокого статуса в глазах клиентов.

Особенный статус программ МВА обусловлен специфической миссией программы, приоритетамиразвития и интересов бизнеса, которые быстро меняются, и междисциплинарным иинтеграционным содержанием её дисциплин. Поэтому они не могут относиться к сферекомпетенции одной учебно-методической комисии Министерства образования и наукиУкраины. Программы МВА могут отображать интегрированные знания и компетенциипо менеджменту, предпринимательству, инновационной деятельности или современныхуправленческих технологий. Дальнейшее «огосударствление» процесса аккредитациипрограмм МВА в Украине может привести к появлению двойных стандартов их качества,утрате украинскими бизнес-школами части рынка бизнес-образования в пользу динамичныхзападных программ МВА.

В Украине, как в своё время и в Российской Федерации, наблюдаются попытки интепретироватьпрограммы МВА как разновидность магистерских программ с изменёнными существующимистандартами магистратуры. До сих пор некоторые представители ВУЗов до концане понимают не только расшифровку аббревиатуры МВА (Мастер бизнес-администрирования),но и саму суть программы МВА.

МВА — это последипломная степень бизнес-образования по общему менеджменту иуправлению бизнесом, которая обеспечивает формирование высокопрофессиональныхменеджмеров – практиков, личностное развитие студентов и карьерный рост выпускникови отвечает высоким интеллектуальным и академическим стандартам.

При этом программы МВА по своей сути являются программами дополнительго образования,поэтому не требуют обязательного государственного лицензирования. В данном контекстепринципиальным и важным является мировой опыт, который свидетельствует, что:

развитие программ дополнительного образования является важным элементом демократическогои открытого общества министерства и ведомства активно содействуют внедрению саморегулирования в разныхсферах профессиональной деятельности, поскольку такие инициативы демонстрируютпрогресс развития профессии. Объединение специалистов по менеджмент- и бизнес-образованию в УАРМБО является конкретным примером такой саморегулируемой инициативыиспользование международного бренда МВА без учёта истории и особенностей егоформирования считается проблемным с точки зрения профессиональной этикимеждународный статус бренда МВА — важное преимущество для студента (в часности«прозрачность» восприятия работодателями).

Обобщая практику реализации программ МВА в мире можно рекомендовать Министерствуобразования и науки Украины вывести программы МВА за рамки государственной системыаккредитации образовательных программ, гарантируя в этой деятельности отсутствиевозможности лобирования интересов отдельных высших учебных заведений.

Создание новой школы и формирование её имиджа занимает довольно много времени,и учитывая то, что бизнес-образование является инерционной сферой деятельности,любые попытки государственного регулирования и лимитирования приведут толькок негативным последствиям. При благопрятном раскладе в ближайшие несколько летбуде происходить процесс углубления и более чёткой специализации бизнес-школ,они займут более узкие ниши, что должно привести к росту качества предоставляемыхуслуг.


Елена БОРОВСКАЯ
Статья вышла в газете „Дзеркало тижня” 9 июля 2005г.