MBA в СНГ

Сотрудничество в мире образования

Современное послевузовское образование невозможно представить без международного сотрудничества – стажировок в иностранных университетах, совместных программ, разработанных вузами разных стран. Еще в 1999 году сотрудничество между университетами было признано одним из приоритетов развития единой Европы
Современное высшее и послевузовское образование невозможно представить без международногосотрудничества – стажировок в иностранных университетах, совместных программ,разработанных вузами разных стран. Еще в 1999 году сотрудничество между университетамибыло признано одним из приоритетов развития единой Европы – на саммите в Болоньеминистры образования европейских государств подписали декларацию о взаимном признаниидокументов об образовании и периодов обучения. Осенью 2003 года к ней присоединиласьи Россия.

Впрочем, идеи Болонской декларации начали воплощаться в жизнь задолго до еепринятия. В России первые совместные программы с университетами западных странпоявились в конце 80-х – начале 90-х годов. В 1988 году Московская международнаявысшая школа бизнеса"-МИРБИС"- открыла первую программу MBA (Masterof Business Administration – магистр управления бизнесом, в переводе на российскийофициальный –"-мастер делового администрирования"-), разработанную вместес международными партнерами для переподготовки руководителей российских предприятий.А первая совместная программа высшего образования появилась в 1993 году в Школемеждународного бизнеса МГИМО (сейчас это Институт бизнеса и делового администрированияпри Академии народного хозяйства). Студенты два года учились в России, затемдва года – в Голландии, после чего получали два диплома – МГИМО и Роттердамскогоуниверситета.

Самая простая форма сотрудничества с зарубежными университетами –"-вкрапления"-в российскую программу. В школе бизнеса"-МИРБИС"- в учебный план длябудущих бакалавров"-встраивают"- курсы, разработанные в Великобритании,– например, в учебном плане по специальности"-управление туризмом и гостеприимством"-шесть обязательных курсов британского Института коммерческого менеджмента. Студенты,успешно сдавшие экзамены, получают сертификаты этого института. Примечательно,что эти курсы обязательны не только для тех студентов, которые собираются поехатьза дипломом магистра в Великобританию, но и для тех, кто хочет получить толькороссийский диплом.

Вторая форма сотрудничества – так называемый двойной диплом. Два университетаразрабатывают единую программу, которая соответствует требованиям и того, идругого. В этом случае выпускники получают два диплома – российский и зарубежный,а обучают их как зарубежные, так и российские профессора. Иногда такую программусоставляют сразу несколько вузов. Например, Институт бизнеса и делового администрирования(ИБДА) входит в европейский консорциум IBSEN. На старших курсахего студенты могут учиться в университетах этого консорциума в Англии, Германии,Голландии и во Франции. В свою очередь европейские студенты учатся в ИБДА.

Впрочем, чаще всего совместные программы не предусматривают обязательный выездиз России, как, например, в Международном институте экономики и финансов Государственногоуниверситета – Высшей школы экономики. В МИЭФ готовят бакалавров,которые получают два диплома – ГУ-ВШЭ и Лондонской школы экономики (это факультетЛондонского университета). В некоторых случаях выезд обязателен, но ненадолго– в школе бизнеса"-МИРБИС"- слушатели российско-британской программыMBA должны поехать на 10-дневную стажировку в Великобританию.

Третья разновидность международного сотрудничества – программы зарубежных университетов,"-размещенные"-в российских вузах и бизнес-школах. Обычно их выпускники получают только иностранныйдиплом. Такова бельгийская программа Executive MBA для топ-менеджеров в ИБДА(здесь обязательна недельная стажировка), британская – в Московской высшей школесоциальных и экономических наук, американская – в Институте бизнеса и экономики(все эти вузы входят в учебный комплекс Академии народного хозяйства при ПравительствеРФ). Партнер Института бизнеса и экономики – Калифорнийский государственныйуниверситет, все дипломы которого подписывает губернатор Калифорнии. С прошлогогода на дипломе MBA, который получают его выпускники, стоит подпись АрнольдаШварценеггера.

Особое место среди зарубежных программ занимают учебные курсы Открытого университетаВеликобритании, обучение по которым ведут национальные центры в сорока странахмира. В России головной центр по распространению этих программ – Международныйинститут менеджмента (МИМ)"-ЛИНК"-. Программы Открытого университетаориентированы на руководителей-практиков и состоят из трех уровней –"-Профессиональныйсертификат менеджера"-,"-Профессиональный диплом менеджера"- и MBA.Программы сертификата и диплома предлагают около 100 учебных центров по всейРоссии, сотрудничающих с "-ЛИНКом"- (обучение ведут российские тьюторы– сертифицированные преподаватели), а британскую степень MBA можно получитьтолько в"-головном"- вузе в Москве."-ЛИНК"- имеет статус негосударственноговуза, аккредитованного Министерством образования и науки РФ, так что здесь можнополучить не только зарубежные, но и российские дипломы.

Международное сотрудничество развивается прежде всего по тем направлениям,где наша страна в силу исторических причин отстает от Запада. В высшем образованииэто в первую очередь экономика, менеджмент и общественные науки, а в постдипломном– еще и программы MBA со множеством специализаций. Например, в Высшей коммерческойшколе (совместно с Европейским институтом международного менеджмента) можнополучить одну из восьми специализаций, в том числе по политическому менеджменту.Международные проекты по различным гуманитарным специальностям представленыв Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН).Поучившись здесь в течение года, студенты получают степень магистра Манчестерскогоуниверситета.

За последние несколько лет совместные образовательные проекты стали элитнойчастью российской высшей школы. По словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова,сотрудничество с англичанами в рамках МИЭФ способствовало реформеобразовательного процесса в самой Высшей школе экономики – это касается и организацииучебы (упор на самостоятельную работу, письменные экзамены и проч.), и содержаниякурсов.

Учебная сеть Международного института менеджмента "-ЛИНК"- в Россиистала формироваться в 90-х годах."-Сначала по программам Открытого университетаВеликобритании в России обучали только британцы, – рассказывает ректор"-ЛИНКа"-Сергей Щенников. – Первые выпускники стали первыми российскими тьюторами, которые,в свою очередь, сами стали готовить тьюторов"-.

Сегодня в совместных программах зарубежным преподавателям далеко не всегдаотводится ведущая роль. Обычно они читают лишь отдельные курсы или обзорныелекции. Редки случаи, когда их занятия составляют хотя бы половину учебноговремени, как, например, в Институте бизнеса и экономики. По мнению ректора ВКШВладимира Буренина, слушатели российских бизнес-школ не всегда в восторге отзападного профессора: "-Они хотят услышать рассказ о том, как решать текущиепроблемы в бизнесе. И очень удивляются, когда преподаватель хочет услышать мненияслушателей по теме лекции или отсылает их к литературе или электронным ресурсам"-.

«Однажды англичане спросили, что для нас значит международное сотрудничествов образовании, – это глазурь на торте или сам торт, – рассказывает проректорпо международным связям школы бизнеса "-МИРБИС"- Елена Зубкова. – Мыответили – ни то, ни другое. Международная составляющая наших программ – этокак пропитка для торта. Хотя мы готовим кадры для российского бизнеса, нашивыпускники должны быть хорошо знакомы с зарубежным опытом"-. Зачастую российскаячасть программы для студентов не менее важна, чем зарубежная."-Экзаменационныеработы наших студентов по ключевым предметам проверяют преподаватели Лондонскогоуниверситета, – рассказывает директор МИЭФ ГУ-ВШЭ Сергей Яковлев.– Однако в российской"-зачетке"- оценка по предмету может быть ниже.Наши преподаватели учитывают не только результаты британского экзамена, но иработу в течение семестра, промежуточные тесты"-.

Зарубежный диплом дает выпускникам российских вузов дополнительные возможностии при трудоустройстве, и для продолжения образования."-Мы создали базу данныхвсех выпускников нашей программы MBA, которые учились не только в США, но ив Австрии, Гонконге, Китае и России, – говорит профессор Калифорнийского госуниверситетаДжей Тонц. – В этой базе выпускник может найти коллег по бизнесу и обратитьсяк ним по Интернету. Люди, имеющие один и тот же диплом, всегда помогут другдругу"-.

Впрочем, выпускники совместных программ чаще всего остаются работать в России."-Первыестуденты наших программ двойного диплома, уехавшие на третьем курсе за рубеж,там и остались, – рассказывает декан факультета международного бизнеса и деловогоадминистрирования ИБДА Ирина Колесникова. – А в последние годы молодые людиобычно возвращаются в Россию, понимая, что здесь больше возможностей для карьеры"-.Бакалавры в ИБДА могут учиться не только по схеме"-два года здесь, два годатам"-. Одна из новых возможностей: студенты три года учатся в России, едутв Европу на год учебы, после чего проходят там полугодовую стажировку в компании.

ВДВОЕ СЛОЖНЕЕ?
Для получения двух дипломов не обязательно осваивать две учебные программы.Как правило, университеты-партнеры формируют единый перечень курсов, которыйотвечает и требованиям российского стандарта, и принципам зарубежного образования.Обычная практика – взаимное признание и перезачет курсов (в двух программаходного профиля немало одинаковых дисциплин). Предметы, которые есть в программетолько одного вуза, изучаются отдельно или сдаются экстерном. Хотя, конечно,по совместным программам учиться непросто. По словам Сергея Яковлева, у студентовМИЭФ так много домашних заданий, что выполнять их приходитсяежедневно, а не в последние дни перед сессией.

В некоторых бизнес-школах, например в"-МИРБИС"- и ВКШ, российская программаMBA – базовая."-Чтобы получить еще и европейский диплом MBA, наши слушателидолжны успешно освоить российскую программу, сдать экзамен Лондонской торгово-промышленнойпалаты по английскому языку и защитить исследовательский проект, – рассказываетректор ВКШ Владимир Буренин. – Описание проекта и данные об обучении мы отправляемв Европейский институт международного менеджмента в Париже. Диплом этого институтаполучают те, кто соответствует требованиям Европейского совета по бизнес-образованию"-.

От слушателей совместных программ не всегда требуется свободно владеть иностраннымязыком. Таковы многие программы института"-ЛИНК"- – курсы Открытогоуниверситета переводятся на русский. Впрочем, большинство программ – двуязычные,и знать язык в этом случае обязательно. Магистерская программа"-Стратегииразвития человеческих ресурсов"- в"-МИРБИС"- – полностью британская,но с ее слушателями в основном работают российские преподаватели. Здесь английскийнужен для того, чтобы читать литературу, писать магистерскую диссертацию и экзаменационныеработы, которые проверяются в британском Университете Метрополитан. В МИЭФГУ-ВШЭ студенты имеют право сдавать госэкзамен на российский диплом как на русскомязыке, так и на английском (все преподаватели МИЭФ владеютанглийским). В Институте бизнеса и экономики и в"-МИРБИС"- случается,что и российские преподаватели читают курсы на английском. По мнению Елены Зубковой,это эффективно, если речь идет о зарубежном опыте с использованием англоязычнойлитературы.

– Мы полностью соблюдаем технологию учебного процесса, принятую в Калифорнийскомгосуниверситете, – говорит ректор Института бизнеса и экономики Эдвард Гойзман.– Если там положено читать курс 11 недель, то у нас его читают ровно столькоже. Единственная разница в том, что нам разрешено привлекать российских профессоров,хотя и в ограниченном количестве. Но это не помешало Американской ассоциациибизнес-школ AACSB аккредитовать нашу программу. Прослушав часть курсов в нашеминституте, студент может продолжить обучение в Калифорнийском или любом другомгосударственном университете США.

Одна из последних тенденций – использование Интернета при обучении по совместнымпрограммам. Дистанционным способом можно обучаться по специальности"-менеджментв сфере культуры"- в МВШСЭН. С европейской сетью онлайн-обучения (центрв Женеве) начала сотрудничать Высшая коммерческая школа. В ближайшее время вее программы будут включены онлайновые курсы европейских университетов. ВозможностиИнтернета используют и в МИМ"-ЛИНК"-: для слушателей здесь организуютфорумы, на которых обсуждаются проблемы бизнеса. Те, кто учится на английскомязыке, участвуют в аналогичных форумах на сайте Открытого университета.

ЦЕНА И КАЧЕСТВО
– Совместные программы, осуществляемые в России, находятся под постоянным контролемзарубежных профессоров. Студента могут отчислить за неуспеваемость, предложитьпройти курс заново, поставить"-двойку"- на экзамене, вернуть дипломныйпроект на доработку, – рассказывает Елена Зубкова.

Иногда приходится слышать, что иностранные партнеры наших университетов – далеконе лучшие учебные заведения в своих странах. На самом деле большинство партнеровроссийских вузов занимают в национальных рейтингах позиции средние и выше средних.Есть и безусловные лидеры, как, например, Лондонская школа экономики и Манчестерскийуниверситет. По дистанционным программам лидирует Открытый университет Великобритании(четвертое место в последнем рейтинге дистанционных программ Financial Times),уже обучивший в России более 55 тысяч менеджеров. Отечественным бизнес-школампока не удалось заполучить в партнеры Гарвард или французскую школу INSEAD,а вот не менее именитая швейцарская IMD у нас уже работает. Несколько корпоративныхсеминаров для компании"-Русский алюминий"- совместно с IMD недавно организовалаВысшая коммерческая школа.

Один из критериев качества учебных программ на Западе – их признание известнымипрофессиональными или образовательными ассоциациями. В России немало постдипломныхпрограмм, имеющих престижную аккредитацию. MBA Института бизнеса и экономикипервая и единственная в России получила аккредитацию AACSB. Британская ассоциацияAMBA признала три программы MBA, реализуемые в России, – Открытого университета(МИМ"-ЛИНК"-), Кингстонского университета и РЭА имени Г.В. Плеханова.Высшая коммерческая школа аккредитована Европейским советом по бизнес-образованию.

Как правило, совместные программы существенно дороже аналогичных российскихи намного дешевле, чем учеба за рубежом. Бесплатное или частично оплачиваемоеобучение – большая редкость. Одно из немногих исключений – стипендии в МВШСЭНМИЭФ ГУ-ВШЭ в зависимости от результатов экзаменов оплатадифференцирована – можно учиться как полностью бесплатно (такая возможностьпредоставляется победителям всероссийской олимпиады по экономике), так и с частичнойоплатой обучения (цена за год – от 2250 до 6250 долларов). Гранты на продолжениеобучения в Калифорнии предоставляются лучшим студентам программы MBA Институтабизнеса и экономики. Для участников программы"-два плюс два"- в ИБДАзарубежные университеты делают большие скидки – год учебы там стоит почти столькоже, сколько и в России (проживание и питание, разумеется, не в счет).

Рынок совместных программ в российском образовании сегоднясформировался и стабилизировался. Обман и халтура остались в начале 90-х годов,когда на российском рынке появлялись второсортные американские университеты,завлекавшие студентов"-конвертируемыми"- дипломами. Так что при выборесовместной программы можно, по большому счету, не опасаться подделок.

Автор: Борис Старцев
Источник: "-Еженедельный Журнал"-